Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Сурдопедагогика (Начальное образование детей с нарушением слуха)
Филиал в г. Ташкенте
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: 13.12.2024

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)), зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

После окончания обучения выпускники имеют возможность работать: в образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха и речи учителями начальных классов, учителями-дефектологами, воспитателями, тьюторами, ассистентами (помощниками); в дошкольных образовательных учреждениях воспитателями и учителями-дефектологами,тьюторами,ассистентами (помощниками); в учреждениях дополнительного образования (Домах детского творчества, Домах творчества юных) дефектологами; в лабораториях слуха и речи при медицинских учреждениях сурдопедагогами, дефектологами; в условиях домашнего обучения педагогами-дефектологами, осуществляющими индивидуальное обучение детей с нарушениями слуха и речи.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

Краткая характеристика ОПОП Язык обучения: русский Места прохождения практик. Практика студентов осуществляется с отрывом от производства на базе следующих образовательных учреждений: ГБОУ школа-интернат №1 Выборгского района Санкт-Петербурга; ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района Санкт-Петербурга; ГБОУ школа-интернат №31 Невского района Санкт-Петербурга; ГБОУ школа-интернат №20 Петроградского района Санкт-Петербурга; ГБОУ школа №10 Калининского района Санкт-Петербурга (для детей с нарушениями слуха и речи); ГКОУ Ленинградской области "Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"; ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида Центрального района г. Санкт-Петербурга "Центр интегрированного воспитания" ; ГБДОУ детский сад № 60 комбинированного вида Невского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 27 компенсирующего вида Московского района г. Санкт-Петербурга "Надежда"; ГБДОУ детский сад "Кудесница" Петроградского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга; ГБДОУ детский сад № 8 комбинированного вида Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга; Преимущества обучения: - применение современных инновационных методик и технологий обучения, используемых в процессе обучения: технология проектной работы; мастер-классы ведущих сурдопедагогов России (Москва, Санкт-Петербург); открытые лекции ведущих научных сотрудников ИКП РАО, профессоров и доцентов МПГУ, МГПУ г. Москва; - выполнение выпускных квалификационных работ по заказу работодателей с перспективой трудоустройства (ГБОУ школы-интернаты №№1, 31, 20, 33 Санкт-Петербурга; ГКОУ Ленинградской области "Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"; ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида "Центр интегрированного воспитания", ГБДОУ детские сады №№ 60,8 комбинированного вида; ГБДОУ детские сады № 27,133 компенсирующего вида; ГБДОУ детский сад "Кудесница"); - возможность участия в международных научно-практических конференциях кафедры сурдопедагогики на базе РГПУ им. А.И. Герцена, НИИ ЛОР г. Санкт-Петербург; ИКП РАО, МПГУ, МГПУ г. Москва; НГПУ г. Новосибирск; - возможность участия в студенческих проектах и молодёжных конкурсах "Моя инициатива в образовании" на базе РГПУ им. А.И. Герцена; в проектах волонтёрской помощи детям; - возможность углубления образования на основе освоения дополнительных программ с получением сиртификатов РГПУ им. А.И. Герцена; - возможность продолжения обучения в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена и других ВУЗов России и зарубежных стран . Кадровый состав: руководитель ООП - доктор педагогических наук Красильникова О.А., профессора и доценты кафедры сурдопедагогики. 80% преподавателей имеют ученые степени и звания (кандидаты и доктора наук). Материально-техническое оснащение: аудитория с мультимедийным модулем, лаборатория социально-реабилитационной поддержки инклюзивного образования студентов инвалидов; электронные библиотечные ресурсы библиотеки им. Марии Федоровны РГПУ им. А.И. Герцена. В процессе обучения студенты имеют возможность познакомиться с современными техническими средствами диагностики и коррекции слуха и речи: FM-системы; звукоусиливающая аппаратура; визуальные приборы и средства диагностики слуха и речи. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Партнёры по разработке ОПОП: НИИ ЛОР Санкт-Петербурга; кафедры и подразделения РГПУ им. А.И. Герцена; ГБОУ школы-интернаты №№1, 31, 20, 33 Санкт-Петербурга; ГКОУ Ленинградской области "Юкковская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы"; ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида "Центр интегрированного воспитания", ГБДОУ детские сады №№ 60,8 комбинированного вида; ГБДОУ детские сады № 27,133 компенсирующего вида; ГБДОУ детский сад "Кудесница"; Партнёры по научно-исследовательской работе: Учреждения и организации, реализующие инновационные проекты: НИИ ЛОР Санкт-Петербурга; ИКП РАО, МГПУ г. Москва; ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы , протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта; "Всеросийское общество глухих Санкт-петербурга; ассоциация родителей детей с нарушением слуха Санкт-Петербурга; ГБОУ школа-интернат №№1, 31; ГБОУ школа-интернат №№20, 33. ГБДОУ детский сад № 41 комбинированного вида "Центр интегрированного воспитания"; ГБДОУ детский сад №№ 60,133 компенсирующего вида Санкт-Петербурга; Городской центр восстановительного лечения для детей со слухоречевой патологией №1 (ГЦВЛ №1).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Методики начального образования детей с нарушением слуха"
  • Модуль "Технологии воспитания детей с нарушением слуха"
  • Модуль "Теория и практика образования глухих и слабослышащих детей с комплексными нарушениями развития"
  • Модуль "Технологии и методики коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушением слуха"
  • Модуль "Программно-методическое обеспечение образования детей с нарушением слуха"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Филологические основы дефектологического образования"

    Изучение дисциплины преследует цель формирования лингвистически компетентной языковой личности, способной дать теоретическое объяснение фактам современного русского языка, владеющей нормами литературного языка и навыками лингвистического анализа языковых единиц разных уровней. Она дает обобщенное описание системы современного русского языка, позволяет выработать представление об основных понятиях русистики, традициях ее изучения и новых тенденциях исследования. Задачи дисциплины: создать многомерное представление о языковых единицах (в структурном, семантическом и коммуникативном аспектах); раскрыть специфику функционирования единиц в речи и тексте, выработать навыки разбора. В основе дисциплины лежат следующие общие принципы: подчеркнутое коммуникативное описание языковой сферы, последовательное разграничение двух типов речевого общения – книжного и разговорного, а в них – диалогического и монологического, освещение языковых единиц как многомерного явления, учет фактора лексико-грамматической координации и нормативных аспектов языка.

  • Модуль "Медико-биологический"
  • Модуль "Клинические основы дефектологии"
  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Теоретические основы образования детей с нарушением слуха"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Новейшая история Узбекистана
  • Иностранный язык / Foreign Language

    Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с практическим освоением иностранного языка в контексте диалога культур. Дисциплина направлена на овладение знаниями, умениями и навыками, позволяющими использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности. Осуществляется обучение всем видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму).

    Зарубежное регионоведение

    Содержание дисциплины предполагает прохождение фонетики, основ грамматики, значительного лексического объема и приобретение навыков и компетенций, соответствующих профессиональному уровню знания языка С1. Программа предполагает использование аутентичных аудио и видеоматериалов, интернет ресурсов. Изучаемые языки: финский, датский, норвежский, шведский.

    Политология 030200

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    Социология 040100

    В содержании дисциплины освещаются проблемы, связанные с политическим устройством государств в различные периоды истории (античный Рим, средневековая Европа, современные страны). Уделяется внимание структуре общества и отношениям между людьми. Рассматриваются политические институты и их функционирование.

    030600 История»; «050100 Педагогическое образование» (профиль: Историческое образование)

    Дисциплина обеспечивает выработку практических знаний, навыков и умений владения иностранным языком, а именно овладение основными видами речевой деятельности – чтением, аудированием, письмом и говорением. Обеспечивает детализированное изучение всех сторон языка – лексической, грамматической, функционально-стилевой. Формирует навыки профессионально-ориентированной коммуникации. Способствует развитию языковой личности, способной осуществлять эффективное межкультурное общение.

    Дагестанский филиал:

    Содержание программы отражает современные тенденции в обучении иностранному языку в повседневном общении и в профессиональной сфере, к которым относятся: коммуникативный подход к обучению иностранному языку; интернационализация образования, как ведущая характеристика образования в целом с целью приобщения учащихся к мировым стандартам обучения; обучение иностранному языку в контексте диалога культур с целью развития критического и глубокого мышления, толерантности, самоуважения и уважения других национальных культур.

    Выборгский филиал:

    Учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП и носит профессионально-ориентированный характер. Дисциплина представляет собой курс по овладению студентами коммуникативной компетенцией, которая позволит пользоваться иностранным языком в различных областях профессиональной деятельности, научной и практической работе, в общении с зарубежными партнерами, для самообразовательных и других целей. Особое внимание уделяется расширению кругозора студентов, повышению их общей культуры и образования, а также культуры мышления и повседневного и профессионального общения, воспитанию терпимости и уважения к духовным ценностям других стран и народов. Изучение дисциплины призвано обеспечить повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию, развитие когнитивных и исследовательских умений. В основе программы лежит принцип коммуникативной направленности, предполагающий преобладание проблемно-речевых и творческих упражнений, использование аутентичных ситуаций общения, развитие умений спонтанного реагирования в процессе коммуникации, формирование психологической готовности к реальному иноязычному общению в различных ситуациях.

  • Делопроизводство на узбекском языке