Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Мировоззренческий"
Краткая характеристика модуля
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.
Образовательные технологии
В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена
-
Модуль "Картография и геоинформационные системы"
Для географической науки изучение топографии и топографического картографирования имеет исключительно важное и многоаспектное значение. Топографические карты являются базовым информационным фондом страны и мира, применяются для составления географической основы любого тематического исследования, используются как средство для решения прикладных задач. В рамках дисциплины изучается Земля как небесное тело, имеющее определенные размеры и форму. Студенты получают знания о методах создания карт, учатся пользоваться топографическими картами и решать по ним наиболее распространенные задачи, знакомятся с технологией производства полевых топографических измерений и их обработкой.
Дисциплина "Геоинформатика" позволяет получить общие и специальные знания в области информатики, современных компьютерных и информационных технологий, геоинформационных технологий и методов создания и использования географических информационных систем (ГИС), овладеть методическими и практическими навыками географических исследований.
В ходе изучения дисциплины "Картография" студенты знакомятся с теоретическими основами современной геодезии; формируют понятия, касающиеся образов территории и явлениях, изображаемых на карте, свойствах картографических произведений; раскрывается специфическая роль картографических произведений как графической модели, отражающей территориальные закономерности, связи между ними.
В рамках дисциплины "Геоинформационные системы" изучаются основы геоинформационных систем и базовых категорий геоинформатики. Формируется профессиональная культура, геоинформационного образа мышления и начальной ступени компетентности в сфере геоинформационных технологий. Студенты приобретают практические навыки использования геоинформационных систем в профессиональной деятельности, связанной с исследованиями в геологии, геоэкологии, физической, экономической и политической географии.
-
Модуль "Физическая география России и мира
-
Модуль "Экономическая и социальная география России и мира"
-
Модуль "Геоэкология и природопользование"
-
Модуль "Регионоведение"
-
Модуль "Географическое образование"
-
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Естественно-математический"Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о физических процессах и явлениях окружающего мира. Изучение физики направлено на углубление и обобщение знаний по физике; систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы; выявление сущностных характеристик закономерностей и законов физики; определение возможностей использования достижений физики для изучения и объяснения биологических процессов. Изучение математических дисциплин является неотъемлемой частью фундаментальной подготовки. Изучение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения.
-
Модуль "Геология"
В рамках модуля формируются естественнонаучные мировоззрения и профессиональные компетентности в области геологии на основе современных представлений о строении и истории развития Земли. Осваиваются фундаментальные знания, необходимые как для формирования научной картины окружающего мира так и для дальнейшего изучения различных областей естествознания. Студенты получают знания о закономерностях течения глобальных геологических процессов и взаимного влияния геосфер, знакомятся с методами геологических исследований.
-
Модуль "Общегеографический"
Модуль «Общегеографический» призван дополнить географическое образование будущего учителя дисциплинами, развивающими общую географическую культуру и считающимися обязательными для любого специалиста в области географии и географического образования.
-
Модуль "Естественная география и землеведение"
В рамках модуля «Естественная география и землеведение»:
изучается дифференциация географической оболочки и ее закономерности. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы. Важнейшие закономерности, проявляющиеся в частных сферах природы. Создается основа для изучения таких курсов, как «Физическая география России и мира», «Физическая география и ландшафты России» и «Физическая география и ландшафты мира»
определяется место геоморфологии в системе наук о Земле, выделяются основные понятия, методики и методологии этой науки. Формируются понятия о возрасте и генезисе рельефа Земли, а также изучаются основные условия и факторы рельефообразования; изучаются механизмы и результаты деятельности, и особенности распространения рельефообразующих процессов, действующих на поверхности Земли. Изучаются эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и их взаимодействия.
изучается состав атмосферного воздуха, строение атмосферы, пространственно-временное распределение метеорологических величин на земном шаре: давления, температуры, влажности, процессы преобразования солнечной радиации в атмосфере, теплового и водного режима, основные циркуляционные системы, определяющие изменения погоды и климата в различных широтах; студенты учатся владеть стандартными метеорологическими приборами и навыками простейших метеорологических, градиентных и актинометрических наблюдений; методами анализа первичной метеорологической информации с использованием ежедневных синоптических карт и спутниковых снимков; получать представления о климатической системе, взаимоотношении глобального и локального климатов, процессах климатообразования, системах классификации климатов, крупномасштабных изменениях климата и современном потеплении климата.
формируется система знаний о закономерностях распространения живых организмов и их сообществ на земном шаре. Для достижения этой цели студенты изучают географическое распространение растений и животных – как отдельных видов, так и их комплексов (флоры и фауны); взаимосвязи живого мира с окружающей средой в различных природно-климатических зонах; разные системы биогеографического деления суши и Мирового океана и ландшафтного деления земного шара.
наличие и движение природных вод обеспечивают возможность взаимодействия атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы в процессах глобального, регионального или локального круговорота веществ и энергии. Ресурсы пресных вод способствуют природопользованию или ограничивают использование водных ресурсов в хозяйственной деятельности. Наличие и распределение источников воды по поверхности планеты – важный фактор регулирования процессов расселения человечества, экономического развития стран и регионов, видового разнообразия и продуктивности биоты. Освоение дисциплины «Гидрология» необходимо для подготовки профессиональных специалистов по всем направлениям географической науки. Гидрологические знания необходимы для освоения учебного содержания курсов по океанологии, физической географии и ландшафтоведению, рациональному природопользованию, криолитологии и гляциологии, геоморфологии, экономической и социальной географии России и др.
изучаются вопросы, касающиеся строения, состава и свойств почвы, а также закономерностей ее генезиса, развития и функционирования. Значительное внимание уделяется роли почвоведения в решении вопросов устойчивости биосферы в эпоху прогрессивного роста антропогенной нагрузки на природные экосистемы. Во второй части рассматриваются вопросы, касающиеся условий формирования, морфологического строения, генезиса, свойств и распространения зональных типов почв Земного шара.
формируются геосистемные представления о единстве ландшафтной сферы Земли как природной и природно-антропогенной среде человечества; утверждение геоэкологического мировидения и высокой ответственности социума за судьбы земной природы. Изучаются эволюция ландшафтно-экологической научной мысли; концептуальные основы ландшафтоведения; вертикальная и горизонтальная структура ландшафтов; иерархическое устройство и полиструктурности ландшафтной оболочки; генезис, эволюция и функционирование природных геосистем; факторы и механизмы формирования антропогенных ландшафтов; структуры и функционирование сельскохозяйственных, лесохозяйственных, городских, промышленных и рекреационных ландшафтов; ландшафтно-экологические принципы и методы рационального природопользования, охраны природы, территориального ландшафтного планирования и проектирования культурных ландшафтов.
-
Модуль "Общественная география"
Изучение дисциплин модуля направлено на формирование следующих фундаментальных знаний в области общественной географии:
овладение студентами системой знаний о трансформации территориальной организации важнейших отраслей в связи с эволюцией технологий. Раскрывается сущность традиционных, прогрессивных и высоких технологий в отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, приоритетные направления технологического развития основных отраслевых комплексов. Особое внимание уделяется формированию у студентов навыков сравнительного анализа на примере эколого-экономической оценки традиционных и ресурсосберегающих технологий.
изучаются основные процессы расселения населения Земли в целом и её отдельных регионов. Изучаются проблемы естественного и механического движения населения, его половой, возрастной, расовый, религиозный , этнической, языковой, образовательный состав. Выявляются и описываются особенности демографических изменений в крупных регионах и отдельных странах современного мира.
рассматриваются общие закономерности трансформации пространственной структуры общества на разных пространственных уровнях, от глобального до локального. В ходе изучения дисциплины изучаются основы географии населения, локализация природных ресурсов и особенности природных условий, основные этапы формирования политической и экономической карты мира, система международного территориального разделения труда, основные интеграционные процессы и группировки государств современного мира.
овладение студентами системой знаний об основах этнической и конфессиональной географии. Излагаются понятия об этносе и существующие концепции этноса, формационный и цивилизационный подходы к изучению этносов. Конкретизируется роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации, а также роль ландшафтов в эволюции ландшафтов. Рассматриваются особенности религиозного состава населения, дается географическая интерпретация этнических и конфессиональных процессов и явлений. Анализируются проблемы мультикультурализма, географии очагов современного сепаратизма, национальной политики в различных странах современного мира.
рассматриваются основные проблемы урбанизации населения Земли. Изучаются теория и методология изучения городских территорий, методика геоурбанистических исследований, основные процессы формирования современной сети городов на разных пространственных уровнях, различие понятий «урбанизация» и «урбанизированность», значение городов в разных регионах мира и России, особенности формирования и развития городов с разной численностью населения, условия и факторы развития городов и урбанизированных территорий, городские агломерации и конурбации, особенности планировочной структуры городов различного генезиса.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Арктиковедение
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Основы вексиллологии