Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Геоэкология
Факультет географии
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ о среднем общем образовании или документ о среднем профессиональном образовании и о квалификации, или документ о высшем образовании и о квалификации зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства) Бакалавр, прошедший обучение по направлению Экология и природопользование, профиль «Геоэкология», подготовлен деятельности в качестве эколога в разнообразных проектных, изыскательских, научно-исследовательских, производственных, маркетинговых, консалтинговых фирмах и компаниях осуществляющих деятельность, связанную с природопользованием и охраной окружающей среды. Он также может работать в федеральных и региональных органах охраны природы и управления природопользованием, в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования на должностях, квалификационные требования к которым предусматривают наличие квалификации бакалавра. Кроме того, квалификация бакалавра даёт возможность поступления в магистратуру и получения академической степени магистра.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

Обучение ведётся на русском языке. Студенты, обучающиеся по данной программе проходят учебные полевые практики на современной геостанции "Железо". Производственная практика бакалавриантов обучающихся по направлению подготовки Экология и природопользование организуется главным образом, на базе производственных и научно-исследовательских организаций Санкт-Петербурга и других городов. В обучении студентов принимают участие высоквалифицированные преподаватели факультетов биологии, географии, химии и других факультетов. Среди них 8 профессоров, имеющих учёную степень доктора наук, 18 доцентов, кандидатов наук, многие преподаватели имеют звание почётнго работника высшего профессионального образования РФ. Все преподаватели ведут активную научно-исследовательскую, экспериментальную деятельность, являются авторами публикаций в ведущих отчественных и международных научных изданиях. В процессе обучения применяются современные информационные технологии, мультимедийная техника и современное учебное оборудование. Для проведения лекционных и практических занятий используется компьютерный класс и мультимедийный зал, оборудованный специализированными терминалами, которые обеспечивают высокоскоростной доступ к компьютерной сети университета и выход в интернет. Лабораторные занятия проводятся в специализированных кабинетах кафедр, а также в учебных лабораториях факультета биологии, факультетов химии и физики.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Мировоззренческий"

    Краткая характеристика модуля

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисциплин («Философия», «История», «Правоведение», «Экономические основы образования») является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля «Мировоззренческий» состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических, этико-культурных и экономико-правовых проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. Теоретико-методологические знания, накопленные в данных областях, составляют фундамент существующих стратегии образования и педагогической практики, являясь органичной частью общей профессиональной подготовки учителя. Модуль «Мировоззренческий» формирует у обучающегося способность к анализу и решению социально и личностно значимых проблем, готовность занимать активную гражданскую позицию, ответственно участвовать в политической жизни страны, общую экономическую грамотность. В рамках модуля «Мировоззренческий» обучающийся приобретает способность к использованию приемов и методов социогуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, знание законов в сфере образования, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания молодежи, навыки работы с информацией из различных источников, что позволит будущим педагогам соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, требования профессиональной этики.

    Образовательные технологии

    В образовательном процессе применяются методы проблемного, проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – не предусмотрена

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Модуль "Геоэкология"
  • Модуль "Науки о Земле"
  • Модуль "Методы исследования в Науке о Земле"
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Физико-математический"

    Содержание модуля направлено на формирование знаний обучающихся о физических процессах и явлениях окружающего мира. Изучение физики направлено на углубление и обобщение знаний по физике; систематизацию знаний о многообразии объектов и явлений природы; выявление сущностных характеристик закономерностей и законов физики; определение возможностей использования достижений физики для изучения и объяснения биологических процессов. Изучение математических дисциплин является неотъемлемой частью фундаментальной подготовки. Изучение дисциплин модуля способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения. Изучение информатики и современных информационных технологий будет способствовать развитию умения решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационныхтехнологий и с учетом основных требований информационной безопасности.

  • Модуль "Естественнонаучный"

    Модуль «Естественнонаучный» освещает вопросы, связанные с формированием способности использовать экологическую грамотность и базовые знания в области химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения.

  • Модуль "Основы экологии"

    Дисциплины данного модуля направлены на изучение теоретических основ общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды, современных динамических процессов в природе и техносфере, состояния геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблем, современных тенденций в развитии прикладных и природоохранных аспектов биоразнообразия. Кроме того, обучающиеся овладеют методами химического анализа, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации для решения задач в области геоэкологии, экологии и природопользования, методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации.

  • Модуль "Учение о сферах Земли (Землеведение)"

    Изучение дисциплин модуля «Учение о сферах Земли (Землеведение)» способствует формированию знаний о современных динамических процессах в природе и техносфере, состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах. Кроме того, обучающиеся овладеют знаниями основ землеведения, социально-экономической географии и картографии, пространственным экологическим видением, т.е. научатся понимать причины пространственных различий состояния окружающей среды, прогнозировать изменения экологического состояния природных комплексов под влиянием возможных природных и антропогенных факторов.

  • Модуль "Основы природопользования"

    Дисциплины модуля «Основы природопользования» направлены на овладение обучающимися знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды, основные нормативно-правовые документы, определяющие процедуру оценки воздействия планируемой хозяйственной деятельности на окружающую среду.

  • Модуль "Прикладная экология"

    Изучение дисциплин модуля "Прикладная экология" способствует формированию у обучающихся знаний о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных системах и экологическом риске, способности к использованию теоретических знаний в практической деятельности.

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Арктиковедение
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.