Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Социология
Институт истории и социальных наук
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера (возможные места трудоустройства): профессиональная деятельность в аналитических социологических центрах (ВЦИОМ, ФОМ, Левада-центр), на предприятиях, в фирмах и консалтинговых компаниях; в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; работа в избирательных штабах во время избирательных кампаний и центрах избирательных технологий; в сфере Public Relations; в проектно-аналитических и экспертно-консультативных бюро; в научных институтах и социологических службах (эксперт-консультант); преподавательская и административная в средних учебных заведениях. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: научно-исследовательская; педагогическая; проектная; организационно-управленченская.

Цель ОПОП

Целью программы является теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбраных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: ·РГПУ им. А.И. Герцена ·Общество с ограниченной ответственностью «Центр Исследований Гортис». ТОЙ-ОПИНИОН: Маркетинговые исследования 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: В реализации программы по направлению "Социология" используются современные методики и технологии: мозговой штурм, кейс-стади (решение ситуационных задач), интерактивные презентации, открытые лекции и т.д. Подготовка и выполнение ВКР осуществляется в том числе по заказу работодателей и органов исполнительной власти Санкт-Петебрурга и муниципальных образований. Выпускники могут продолжать обучение в рамках программ магистратуры, открытых на кафедре социологии РГПУ им. А.И. Герцена (всего открыта 1 программа "Социология коммуникаций"). b. Кадровый состав: Реализация праграммы осуществляется под руководством опытных преподавателей, таких как: · Д.ф.н., заслуженный работник высшей школы РФ, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена Воронцов Алексей Васильевич; · Д.и.н., профессор кафедры социологии РГПУ им. А.И. Герцена Окладникова Елена Алексеевна; · К.с.н., доцент кафедры социологии РГПУ им. А.И. Герцена Рахманова Юлия Викторовна. c. Материально-техническое оснащение: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютерный класс с выходом в интернет), пакеты ПО общего (текстовые редакторы, графические редакторы) и специализированного (SPSS, Statistica) назначения. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: · Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга; · Комитет по науке и высшей школе Законодательного Собрания г. Санкт-Петербурга; · Российская академия образования; Социологический институт РАН, факультет социологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; · факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета; · Социологическое общество имени М. М. Ковалевского; · Научно-исследовательский институт комплексных социальных исследований (НИИКСИ).

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Политико-обществоведческий"
    Данный модуль нацелен на формирование у студентов комплексного представления о закономерностях развития социально-политической сферы общества, современных политических институтах, их устройстве и функционировании; типах, формах и динамике политического процесса, его субъектах; содержании и путях формирования политической культуры, многообразных идейно-политических концепциях современности; о мотивах политического поведения личности, различных социальных групп, классов, наций, народов и государств, а также политико-правовом положении личности в обществе, способах и формах ее участия в политической жизни. Усвоение студентами знаний о специфике будущей профессиональной деятельности, приобщение к основам демократической политической культуры может внести весомый вклад в ослабление социально-политических конфликтов и способствовать утверждению политической и экономической стабильности в обществе на основе гражданского согласия
  • Модуль "Социальные нормы и отклонения"

    В содержании модуля раскрываются особенности различных видов отклоняющегося (девиантного) поведения. Особое внимание уделяется формированию комплексного представления о современных технологиях социального контроля; созданию представления о понятийно-категориальном аппарате теории девиантологии; охарактеризованы основные теоретические подходы в изучаемой области. Большое место в освоении модуля уделено овладению навыками анализа и оценки состояния девиантности в современном социуме; а также формированию умения определять причины, как индивидуальных девиантных поступков, так и отклоняющегося поведения как социального явления и находить оптимальные способы социальной реакции на подобные виды деятельности.

    Освоение модуля предполагает овладение категориальным аппаратом конфликтологии; изучение классификации конфликтов; специфики возникновения и развития конфликта; приобретение знаний оценки конфликта на основе конфликтологических понятий; усвоение знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, характеристике групповых конфликтов; формирование умений вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения; приобретение теоретических знаний и практических умений по управлению конфликтом с учетом социальной и правовой оценки конфликтной ситуации.

  • Модуль "Социальные институты и общности"

    В содержании модуля раскрываются особенности социальных институтов и общностей как основных элементов социальной структуры; особое внимание уделяется изучению молодежи как социальной общности; характеризуется специфика семьи как социального института и малой социальной группы; выявлены закономерности функционирования современного института образования; а также синтезированы основные принципы социологического исследования феномена культуры.

  • Модуль "Социологический анализ человека и населения"
    В содержании модуля раскрываются особенности социологического анализа человека и населения в современно мире. Модуль включает в себе изучение дисциплин демографического, этносоциологического и антропологического направлений, которые формируют представление о данной проблематике через междисциплинарный подход.
  • Модуль "Социальные коммуникации"
    В содержании модуля раскрываются особенности социальных коммуникаций;излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций.
  • Модуль "Социально-экономические аспекты труда"

    Модуль направлен на изучение социально-экономических аспектов трудовой деятельности населения по отраслями социологического знания - социологией труда и социологией организации, их теоретическими основами, методологией и методикой исследований. Раскрывается связь предмета изучения с науками несоциологического профиля (психология и физиология труда и др.).Задачами преподавания дисциплины являются: изучение трудовых ресурсов и рабочей силы, использования рабочего времени, показателей уровня и динамики производительности труда, оплаты труда и издержек на рабочую силу, организации и нормирования труда, мотивации трудовой деятельности, трудового поведения, трудовой адаптации работников, трудовых конфликтов.

  • Модуль "Социальные исследования и технологии обучения социологии"

    Данный модуль нацелен на предоставление студентам-бакалаврам, обучающимся по специальности «обществоведение», необходимых знаний и компетенции по демографии, а также методологии и методам социологических исследований.

  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Общеобразовательный"
    Модуль "Общеобразовательный" предназначен для формирования и укрепления у студентов широкого научного кругозора, необходимого современному человеку и специалисту с высшим образованием. Он служит базой для изучения специализированных предметов, развивает мышление, формирует способность глубоко понимать и гибко реагировать на текущие изменения в обществе, позволяет выработать критерии аналитического отношения к этим изменениям и к социальной действительности в целом.
  • Модуль "Математическо-статистический"
    Модуль «Математико-статистический» нацелен на ознакомление студентов с основными концептуальными идеями такой важной области человеческого знания как информационные технологии, определяющей развитие общества на основе формирования информационной культуры человека; предполагает формирование у студентов обобщенного представления о возможности заимствования технологий информатики для познания окружающего мира на основе математической статистики, методов прикладной статистики и технологий автоматизированной обработки данных; содействует развитию у студентов способности создания личностной интеллектуальной технологии как средства эффективного овладения знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности социолога с помощью методов информатики, математики и теории вероятностей.
  • Модуль "Общесоциологический"

    Это базовый модуль социологии. Знания, полученные в его рамках лежат в основе всех отраслевых социологических дисциплин. Его содержание в той или иной мере отражено во всех вузовских учебниках, рассчитанных на непрофессионалов, и частично в учебниках для среднеобразовательной школы. Профессиональным социологам он читается на начальных курсах. Он содержит дисциплины: «Общая социология», «Методология и методы социологических исследований», «История социологии», «Современные социологические теории»

  • Модуль "Частно-социологический"
    Изучение частных социологических дисциплин способствует становлению будущего бакалавра как профессионала высокой квалификации, способного работать со специфическим отраслевым материалом. Данный модуль предназначен для конкретизации знаний, умений и навыков, полученных в процессе освоения предыдущего раздела (Модуль «Общесоциологический»), посвященного общей проблематике социологии (основы, история, теоретическая и прикладная социология).
  • Модуль "Учебнo-исследовательский"
  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.