Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Институт иностранных языков
Форма обучения: очно-заочная
Получаемая квалификация: бакалавр, программа академического бакалавриата
Нормативный срок обучения: 5 лет
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена

Направление профессиональной деятельности

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по направлению «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»: лингводидактическая деятельность: применение на практике действующих образовательных стандартов; использование учебно-методических материалов, современных информационных ресурсов и технологий; применение современных приемов, организационных форм и технологий воспитания, обучения и оценки качества результатов обучения; проведение информационно-поисковой деятельности, направленной на совершенствование профессиональных умений в области методики преподавания. научно-исследовательская деятельность: выявление и критический анализ конкретных проблем межкультурной коммуникации, влияющих на эффективность межкультурных и межъязыковых контактов, обучения иностранным языкам; участие и проведение эмпирических исследований проблемных ситуаций и диссонансов в сфере межкультурной коммуникации; апробация (экспертиза) программных продуктов лингвистического профиля. Будущая карьера: Работа в государственных, коммерческих, некоммерческих и международных организациях и ассоциациях: осуществляющих международное сотрудничество, например, в зарубежных культурных представительствах и центрах; занимающихся разработкой программ информационно-лингвистического обеспечения; занимающихся организацией туристических и деловых поездок за рубеж и иностранных туристов в Россию. Аналитическая и экспертно-консультативная деятельность в учреждениях, организациях и на предприятиях, осуществляющих международную и внешнеэкономическую деятельность. Практическая деятельность в области прикладной и экспериментальной лингвистики в учреждениях и организациях, использующих и разрабатывающих новые информационно-коммуникационные технологии. По окончании 4-летнего курса обучения студенты имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и, в дальнейшем, в аспирантуре.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: ГБОУ гимназии: 148, 171,278,271,306, 399,534,539,540 Школа-интернат №1 ГБОУ СОШ: 24,35,43,80,191,213,328,351,574,605,636,652, Д/С:11,111 3. Конкурентные преимущества ООП: а. Преимущества обучения: обучающиеся имеют возможность:овладеть современными методиками и технологиями обучения иностранным языкам; принимать участие в студенческих научных конференциях, осуществлять презентации своих научных достижений, например, в городских конкурсах студенческих достижений с представлением разработанных медиа-проектов, а также в интернет-конференциях и круглых столах; участвовать в международных проектах, посещать открытые лекции представителей ведущих европейских вузов; по окончании обучения по данной образовательной программе студенты могут продолжить обучение в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена. b. Кадровый состав: Преподавание ведется высококвалифицированными преподавателями, с многолетним опытом работы не только в высших учебных заведениях, но и в средней школе, проходящими ежегодно многопрофильные курсы повышения квалификации, организованные Институтом Сервантеса (г. Москва / Мадрид), Центром французского языка Санкт-Петербурга и Региональным центром оценки качества образования и информационных технологий, а также Университетом дружбы народов совместно с посольством Франции в РФ и т.д. Многие преподаватели имеют звание эксперта ЕГЭ и являются действующими экзаменаторами DELF-DALF, DELE. Ряд дисциплин ведут лекторы-носители языка, работающие в университете по договору с соответствующими Министерствами образования. В рамках данной ОПОП лекции читают ведущие специалисты, доктора и кандидаты наук. Практические и лабораторные занятия осуществляют опытные преподаватели, способные интегрировать последние достижения науки в практику обучения. c. Материально-техническое оснащение: Материально-техническое оснащение: реализация данной ОПОП предусматривает занятия в мультимедийных классах, использование презентационной техники. Средства обучения включают в себя учебно-справочную литературу, Интернет-ресурсы. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: в рамках данной ОПОП осуществляется сотрудничество с вышеназванными базовыми учреждениями, а также со следующими организациями: · Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга; · Немецкий культурный центр им. Гете; · Международный Экзаменационный Центр Cambridge ESOL; · Университет Утрехта, Нидерланды; · Институт лингвистических исследований, Берлин, ФРГ; · Университет Сорбонна-Пари-IV, Париж, Франция; · Университет Ювяскюля, Финляндия; · Посольство Франции в РФ; · Французский Институт в Санкт-Петербурге; · Центр французского языка в Санкт-Петербурге; ·Молодежная ассоциация «Предпринимательство и инновации на территории Бельфора» («Entreprendre et innover sur le territoire de Belfort») · Институт Сервантеса, г. Москва/Мадрид · Посольство Испании в Москве; · Консульство Испании в г. С-Петербурге · Центр испанского языка и культуры «Аделанте», г. Санкт-Петербург

Содержание ОПОП

  • Модуль "Историко-философский"

    Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.

  • Модуль "Грамматический"

    Направление «44.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Теоретическая грамматика

    · Практикум по грамматике

    · Практическая грамматика

    Дисциплины, формирующие данный модуль, обеспечивают всестороннее изучение грамматической системы иностранного языка и отражают проблематику как теоретических исследований в этой сфере, так и практических аспектов функционирования языка. Важное место в модуле отводится изучению закономерностей организации и развития грамматической системы, наряду с особенностями использования грамматических единиц в различных продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. Интенсивный практикум анализа и продуцирования монологической и диалогической речи, а также работа с текстами разной тематики и степени сложности позволяет сопоставлять функционирование грамматических элементов разного уровня в регистрах устной и письменной речи, в региональных и социальных вариантах иностранного языка. Освоение теоретических основ грамматики и знакомство с основными направлениями и концепциями исследования грамматического строя языка в отечественной и зарубежной лингвистике создаёт понятийно-терминологическую базу, навыки системного и критического мышления, необходимые для ведения научной дискуссии и успешного написания исследовательских работ, связанных с актуальными проблемами грамматики.

    Содержание модуля, таким образом, предусматривает поэтапное формирование комплекса профессиональных и общекультурных компетенций для осмысления и анализа типологических и специфических черт грамматического строя иностранного языка как сложной многогранной системы, взаимосвязанной с другими языковыми уровнями и непрерывно развивающейся в условиях взаимодействия языков и культур.

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование»

    Профиль: Образование в области иностранного языка

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Практикум по грамматике

    · Грамматика

    · Грамматические аспекты иноязычной коммуникации

    Дисциплины, формирующие данный модуль, обеспечивают всестороннее изучение грамматической системы иностранного языка и отражают проблематику как теоретических исследований в этой сфере, так и практических аспектов функционирования языка. Важное место в модуле отводится изучению закономерностей организации и развития грамматической системы, наряду с особенностями использования грамматических единиц в различных продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. Интенсивный практикум анализа и продуцирования монологической и диалогической речи, а также работа с текстами разной тематики и степени сложности позволяет сопоставлять функционирование грамматических элементов разного уровня в регистрах устной и письменной речи, в региональных и социальных вариантах иностранного языка. Освоение теоретических основ грамматики и знакомство с основными направлениями и концепциями исследования грамматического строя языка в отечественной и зарубежной лингвистике создаёт понятийно-терминологическую базу, навыки системного и критического мышления, необходимые для ведения научной дискуссии и успешного написания исследовательских работ, связанных с актуальными проблемами грамматики.

    Содержание модуля, таким образом, предусматривает поэтапное формирование комплекса профессиональных и общекультурных компетенций для осмысления и анализа типологических и специфических черт грамматического строя иностранного языка как сложной многогранной системы, взаимосвязанной с другими языковыми уровнями и непрерывно развивающейся в условиях взаимодействия языков и культур.

  • Модуль "Межкультурная коммуникация"

    Институт иностранных языков

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование», профиль: «Образование в области иностранного языка»

    Направление 45.03.02 Лингвистика, профиль « Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

    Содержание модуля

    Данный модуль направлен на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для коммуникации в поликультурной среде в различных сферах профессиональной деятельности.

    Содержание модуля нацелено на изучение теории и практики вербальной и невербальной коммуникации, иноязычного описания русской культуры, этических и нравственных норм поведения, принятых в инокультурном социуме; на преодоление влияния стереотипов и этноцентризма для осуществления эффективного межкультурного диалога на разных уровнях. Особое внимание уделяется таким видам межкультурной коммуникации как письменный перевод, устный перевод и «внутренний перевод» и их роли в

    глобальном диалоге культур. Технологии межкультурного общения отрабатываются в процессе моделирования различных ситуаций межкультурного взаимодействия, устного и письменного перевода.

  • Модуль "Основы теории и практики второго иностранного языка"

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка

    · Основы теории второго иностранного языка

    · История, география и культура стран второго иностранного языка

    Модуль «Основы теории и практики второго иностранного языка» направлен на формирование у обучающихся системы лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования второго иностранного языка. В дисциплинах модуля изучаются основные этапы исторического развития второго иностранного языка, особенности его языкового строя, его национальные варианты, основные формы существования и тенденции развития. Большое место в изучении дисциплин модуля занимает рассмотрение второго иностранного языка с точки зрения лингвогеографии и социолингвистики: статус, численность говорящих, территориальные и функциональные разновидности, зоны распространения второго иностранного языка в мире, языковая ситуация и языковая политика, проводимая в странах второго иностранного языка. В рамках дисциплины «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка» представлены темы, актуальные для стран второго иностранного языка в политической, общественной, культурной и других сферах.

  • Модуль "Основы профессиональной деятельности"

    Направление 45.03.02 Лингвистика

    Профиль «Перевод и переводоведение»

    Содержание модуля

    Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения переводческой деятельности. Особое внимание уделяется основополагающим принципам, лежащим в основе понимания сущности переводческого процесса. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменного и устного перевода, освоение первичных навыков различных видов перевода, знакомство с современными автоматизированными средствами переводческой деятельности. Важная часть модуля отводится формированию базовых основ для изучения профессиональной (переводческой) деятельности научных исследований в области переводоведения.

    Направление «44.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Дополнительное образование в области иностранного языка

    · Интенсификация процесса обучения иностранным языкам

    · Дисциплины по выбору

    · Основы научных исследований

    Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения различных аспектов профессиональной коммуникации на изучаемом языке. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменной и устной коммуникации в различных сферах использования иностранного языка, об образовательных технологиях и ресурсах, разрабатываемых и применяемых для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, о типологии и процедурах анализа изучаемых языков. Особое внимание уделяется формированию базовых основ для проведения научных исследований в области лингвистики. Входящие в модуль дисциплины по выбору предлагают широкий спектр актуальных проблем и тем, изучение которых призвано содействовать становлению профессиональных компетенций бакалавра, необходимых для успешного освоения ряда европейских и восточных языков.

  • Модуль "Учебно-исследовательский"

    В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.

    Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.

  • Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)

    В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.

    Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
  • Модуль "Коммуникативный"
    Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
  • Модуль "Естественнонаучный"

    Модуль «Естественнонаучный» освещает вопросы, связанные с формированием способности использовать экологическую грамотность и базовые знания в области химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения.

  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Речевая деятельность общества"

    Институт иностранных языков

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    Модуль «Речевая деятельность общества» включает следующие дисциплины:

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Целью дисциплин, входящих в модуль, является овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, овладение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме,готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия), овладениеосновными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, способностьсвободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации и учитывая особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения, преодоление влияния стереотипов и осуществление межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общенияв устной и письменной коммуникации.

    Основные темы: Система гласных и согласных звуков. Правила чтения. Правила акцентуации. Интонация. Явления сцепления и связывания. Фонетические исключения. Правила фонетической транскрипции.

    Существительное. Прилагательное. Артикль. Местоимения. Глагол. Время, наклонение и залог. Безличные формы глагола. Синтаксис простого и сложного предложения. Союзы. Косвенная речь.

    Клише устной речи в ситуациях знакомства, выражение различных пожеланий. Этикет.Семья. Возрасты и этапы жизни.Внешность.Характер. Эмоции. Жилье. Интерьер. Календарь. Время. Погода. Времена года. Климат. Повседневные занятия. Город. Транспорт. Профессиональная деятельность. Торговля и магазины. Сфера услуг. Кухня и еда. Путешествия. Досуг. Кино. Театр. Музеи. Спорт. Здоровье и система здравоохранения. Средства коммуникации. СМИ. Реклама. Финансы. Экономика. Политическая система России и Франции. Система образования в России и Франции.

    Правила орфографии и пунктуации. Частная переписка. Резюме на соискание должности. Мотивационное письмо. Критический отзыв. Синтаксические и логические артикуляторы. Сочинение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Изложение-синтез.

    Направление 45.03.02 Лингвистика

    профиль – Перевод и переводоведение

    «Речевая деятельность общества»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Цель данного модуля – сформировать у обучающихся системное представление о речевой коммуникации, развить навыки профессионального владения иностранными языками с учетом этических и социолингвистических аспектов общения. Своим предметным содержанием, организацией учебной деятельности на аудиторных занятиях, а также с помощью разнообразных заданий, направляющих самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, данный модуль способствует подготовке специалистов, обладающих рядом необходимых профессиональных компетенций. Материалом для данного модуля служат оригинальные тексты как на бумажных, так и на электронных носителях, а также набор аутентичных видео- и аудиозаписей, отражающих современное состояние изучаемых языков.

    Основные темы:

    Семейные традиции. Домашние обязанности. Погода. Работа. Отдых. Торговля. Индивидуальный характер. Национальный характер. Окружающая среда. Правовые вопросы. Культура. Развлечения и тд.

  • Модуль "Теория языка"

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Перевод и переводоведение

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Древние языки и культуры.

    2. История языка.

    3. Основы языкознания.

    4. Теоретическая фонетика.

    Краткое описание:

    Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и законами/тенденциями развития, с принципами классификации языков (генетическим, ареальным, структурно-типологическим). Особое место в модуле занимает изучение основ грамматики и лексики латинского языка в сопоставлении с языками индоевропейской семьи. Рассматриваются вопросы античной истории и культуры, искусства и мифологии. Изучение диахронических преобразований в системе изучаемого языка осуществляется в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика его фонетической, грамматической и лексической системы на различных этапах формирования. Все дисциплины модуля уделяют внимание проблемам фонетики и фонологии, но углубленное их изучение осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение лингвистической терминологией и методологией, сформировать представления о принципах системности и парадигмальности, историзма и антропоцентризма в подходе к языку.

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    МОДУЛЬ «Теория языка»

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Древние языки и культуры

    2. История языка.

    3. Основы языкознания.

    4. Теоретическая фонетика.

    Краткое описание:

    Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и происхождением, а также классификации языков и их структурной организации. Особое место в модуле занимает изучение грамматической системы латинского языка, его синтаксиса и лексики в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. Все дисциплины модуля освещают проблемы фонетики и фонологии, углубленное изучение которых осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, лингвистических умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение основной лингвистической терминологией, сформировать представления о системном строении языков и закономерностях их эволюции, связях языка и общества и культуры народа.

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование»

    Профиль: Образование в области иностранного языка

    МОДУЛЬ «Теория языка»

    Модуль «Теория языка» включает дисциплины:

    1. Теоретическая фонетика.

    2. История языка.

    3. Введение в языкознание.

    4. Дисциплина по выбору 1 (Латинский язык)

    Краткое описание:

    Изучение дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся системы базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности. Дисциплины, формирующие данный модуль, раскрывают вопросы общего языкознания: строение языка и его системный характер, семиотическая природа языка, многообразие языков и их классификация, закономерности языковой эволюции. Важное место в модуле отводится изучению фонетической системы иностранного языка и общим вопросам фонологии. Формирование знаний о системной организации языка и его уровнях, а также навыков работы с лингвистическим материалом осуществляется в курсе латинского языка (Дисциплина по выбору 1), где обучающиеся осваивают грамматику, синтаксис и лексику латинского языка в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает описание фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. На овладение базовым категориальным аппаратом языкознания и его методами, формирование представлений о междисциплинарных связях лингвистики и современных направлениях ее развития направлены курсы «Введение в языкознание».

    В курсе «История лингвистических учений» проблемы общей теории языка рассматриваются через призму основных этапов и направлений развития лингвистики.

  • Модуль "Лингвостилистический"

    Направление «44.03.01 Педагогическое образование»

    Профиль: Образование в области иностранного языка»

    Модуль «Лингвостилистический»

    Краткое описание:

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Лексикология

    · Стилистика

    · Интерпретация текста в аспекте языка и речи

    · Лингвистический анализ текста

    · ДКВ «Введение в теорию и практику лингвистического анализа»

    В содержании модуля нашла отражение разработка проблем таких областей лингвистических знаний как лексикология, стилистика и лингвистика текста. Их изучение призвано содействовать становлению профессиональной компетенции бакалавра в сфере образования на основе овладения системой теоретических знаний и практических умений в области лингвистических исследований. Модуль направлен на изучение системных свойств словарного состава и закономерностей стилистически обусловленного функционирования языковых единиц в разных сферах человеческой деятельности в условиях текстовой реальности и в зависимости от вида социокультурного дискурса, а также на овладение базовыми методами анализа литературного текста, а также лингвостилистической терминологией. Освоение дисциплин модуля способствует дальнейшему развитию умений филологического анализа текстов на иностранных языках и проведения самостоятельных лингвистических исследований, а также практических умений в области письменной и устной иноязычной коммуникации.

    Направление «44.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Лексикология

    · Стилистика

    · Лингвистический анализ текста

    · Введение в теорию и практику лингвистического анализа

    В содержании модуля нашла отражение разработка проблем таких областей лингвистических знаний как лексикология, стилистика и лингвистика текста. Их изучение призвано содействовать становлению профессиональной компетенции бакалавра в сфере образования на основе овладения системой теоретических знаний и практических умений в области лингвистических исследований. Модуль направлен на изучение системных свойств словарного состава и закономерностей стилистически обусловленного функционирования языковых единиц в разных сферах человеческой деятельности в условиях текстовой реальности и в зависимости от вида социокультурного дискурса, а также на овладение базовыми методами анализа литературного текста, а также лингвостилистической терминологией. Освоение дисциплин модуля способствует дальнейшему развитию умений филологического анализа текстов на иностранных языках и проведения самостоятельных лингвистических исследований, а также практических умений в области письменной и устной иноязычной коммуникации.

  • Модуль "Методический"

    В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.

    Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":

    1. Введение в профессию
    2. Современные основы обучения
    3. Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
    4. Образовательные технологии (биологическое образование)
    5. Решение профессиональных задач учителя
    6. Учебная практика (ознакомительная)
    7. Производственная практика (педагогическая)
    8. Производственная практика (стажерская)
    9. Учебная практика (предметно-содержательная)

    Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":

    1. Современные основы обучения экологии
    2. Экологическое образование детей
    3. Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
    4. Информационные технологии в экологическом образовании
    5. Производственная практика (педагогическая)

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа"

    В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.

    Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):

    В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.

    Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.

    Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.

    Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.

    Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.

    В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

    Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.

    В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

    Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.

    Учебная практика (предметно-содержательная)

    Краткая характеристика практики

    Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет

    Производственная практика (стажерская)

    Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования

    Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.

    Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.

  • Модуль "Историко-культурный"

    Институт иностранных языков

    Направление 45.03.02 Лингвистика

    профиль – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    «Историко-культурный» включает следующие дисциплины:

    · История, география и культура стран первого иностранного языка

    · История литературы стран первого иностранного языка

    · Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка

    Дисциплины модуля «Историко-культурный» направлены на формирование профессиональных и общекультурных компетенций в области межкультурного общения, лингвострановедения и лингвокультурологии. Данный модуль ориентирован на совершенствование умения информационно-поисковой деятельности, осуществляемой в ходе работы с источниками в лингвокультурном аспекте, а также на развития навыков выявления и интерпретации исторических и культурных реалий в аутентичных текстах на иностранном языке.

    Целью дисциплин, входящих в данный модуль, является ознакомление обучающихся в рамках программ бакалавриата с основными историческими периодами, физической географией, политической жизнью и культурой стран изучаемых иностранных языков, а также формирование понятийного аппарата в области лингвострановедения, позволяющего обучающимся выявлять и интерпретировать лингвокультурные компоненты в иноязычных аутентичных текстах.

    Основные темы:

    Исторические и культурные связи между Россией и странами изучаемых языков. Физическая и социальная география стран изучаемых языков. Основные этапы политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков. Административная и политическая система стран изучаемых языков. Литература стран изучаемых языков. Особенности систем образования стран изучаемых языков. Общественная и культурная жизнь стран изучаемых языков. Средства массовой информации стран изучаемых языков и тд.

  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Противодействие коррупции
  • Этика безопасности