Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Историко-философский"
Изучение фундаментальных социогуманитарных дисцлиплин (философии, истории) является общепринятым в мировой практике способом формирования самосознания специалистов высшей квалификации в области образования. Формирование целостного мировоззрения будущего учителя и специалиста в области образования возможно в результате усвоения исторических и современных достижений интеллектуальной культуры. Назначение модуля состоит в том, чтобы ввести обучающихся в круг философско-антропологических, социально-исторических и этико-культурных проблем современности, познакомить их с достижениями теоретического мышления в познании закономерностей бытия человека и общества. В содержание модуля включены дисциплины, отражающие главное содержание и основные закономерности развития общества и сознания. Содержание модуля нацелено на формирование у обучающихся научных взглядов общество и человека как носителя сознания. В задачи модуля входит формирование у обучающихся представлений об историческом и культурно-цивилизационном развитии общества, основного содержания и объективных законах этого развития; формирование у обучающихся представлений о содержании, формах и закономерностях развития философии как одной из форм общественного сознания. Исследуются основные законы исторического развития общества и философии. Дается подробная характеристика основных этапов исторического развития общества. Освещаются основные философские школы и взгляды на природу, общество и человека. Большое внимание уделяется актуальным проблемам истории и исторического знания, а также отечественной истории и методологическим проблемам. Подробно освещаются классические философские школы и классическая философская проблематика. Анализируется отечественная история в ее основных этапах, а также отечественная философия в контексте отечественной истории. Раскрываются основные теоретические проблемы истории и философии. Исследуются универсальные закономерности исторического процесса, а также особенности решения основного вопроса философии различными философскими школами. Особое внимание обращается на исторический и философский контекст современности.
-
Модуль "Грамматический"
Направление «44.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Теоретическая грамматика
· Практикум по грамматике
· Практическая грамматика
Дисциплины, формирующие данный модуль, обеспечивают всестороннее изучение грамматической системы иностранного языка и отражают проблематику как теоретических исследований в этой сфере, так и практических аспектов функционирования языка. Важное место в модуле отводится изучению закономерностей организации и развития грамматической системы, наряду с особенностями использования грамматических единиц в различных продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. Интенсивный практикум анализа и продуцирования монологической и диалогической речи, а также работа с текстами разной тематики и степени сложности позволяет сопоставлять функционирование грамматических элементов разного уровня в регистрах устной и письменной речи, в региональных и социальных вариантах иностранного языка. Освоение теоретических основ грамматики и знакомство с основными направлениями и концепциями исследования грамматического строя языка в отечественной и зарубежной лингвистике создаёт понятийно-терминологическую базу, навыки системного и критического мышления, необходимые для ведения научной дискуссии и успешного написания исследовательских работ, связанных с актуальными проблемами грамматики.
Содержание модуля, таким образом, предусматривает поэтапное формирование комплекса профессиональных и общекультурных компетенций для осмысления и анализа типологических и специфических черт грамматического строя иностранного языка как сложной многогранной системы, взаимосвязанной с другими языковыми уровнями и непрерывно развивающейся в условиях взаимодействия языков и культур.
Направление «44.03.01 Педагогическое образование»
Профиль: Образование в области иностранного языка
Модуль включает следующие дисциплины:
· Практикум по грамматике
· Грамматика
· Грамматические аспекты иноязычной коммуникации
Дисциплины, формирующие данный модуль, обеспечивают всестороннее изучение грамматической системы иностранного языка и отражают проблематику как теоретических исследований в этой сфере, так и практических аспектов функционирования языка. Важное место в модуле отводится изучению закономерностей организации и развития грамматической системы, наряду с особенностями использования грамматических единиц в различных продуктивных видах речевой деятельности: говорении и письме. Интенсивный практикум анализа и продуцирования монологической и диалогической речи, а также работа с текстами разной тематики и степени сложности позволяет сопоставлять функционирование грамматических элементов разного уровня в регистрах устной и письменной речи, в региональных и социальных вариантах иностранного языка. Освоение теоретических основ грамматики и знакомство с основными направлениями и концепциями исследования грамматического строя языка в отечественной и зарубежной лингвистике создаёт понятийно-терминологическую базу, навыки системного и критического мышления, необходимые для ведения научной дискуссии и успешного написания исследовательских работ, связанных с актуальными проблемами грамматики.
Содержание модуля, таким образом, предусматривает поэтапное формирование комплекса профессиональных и общекультурных компетенций для осмысления и анализа типологических и специфических черт грамматического строя иностранного языка как сложной многогранной системы, взаимосвязанной с другими языковыми уровнями и непрерывно развивающейся в условиях взаимодействия языков и культур.
-
Модуль "Межкультурная коммуникация"
Институт иностранных языков
Направление «44.03.01 Педагогическое образование», профиль: «Образование в области иностранного языка»
Направление 45.03.02 Лингвистика, профиль « Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Содержание модуля
Данный модуль направлен на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для коммуникации в поликультурной среде в различных сферах профессиональной деятельности.
Содержание модуля нацелено на изучение теории и практики вербальной и невербальной коммуникации, иноязычного описания русской культуры, этических и нравственных норм поведения, принятых в инокультурном социуме; на преодоление влияния стереотипов и этноцентризма для осуществления эффективного межкультурного диалога на разных уровнях. Особое внимание уделяется таким видам межкультурной коммуникации как письменный перевод, устный перевод и «внутренний перевод» и их роли в
глобальном диалоге культур. Технологии межкультурного общения отрабатываются в процессе моделирования различных ситуаций межкультурного взаимодействия, устного и письменного перевода.
-
Модуль "Основы теории и практики второго иностранного языка"
Модуль включает следующие дисциплины:
· Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка
· Основы теории второго иностранного языка
· История, география и культура стран второго иностранного языка
Модуль «Основы теории и практики второго иностранного языка» направлен на формирование у обучающихся системы лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования второго иностранного языка. В дисциплинах модуля изучаются основные этапы исторического развития второго иностранного языка, особенности его языкового строя, его национальные варианты, основные формы существования и тенденции развития. Большое место в изучении дисциплин модуля занимает рассмотрение второго иностранного языка с точки зрения лингвогеографии и социолингвистики: статус, численность говорящих, территориальные и функциональные разновидности, зоны распространения второго иностранного языка в мире, языковая ситуация и языковая политика, проводимая в странах второго иностранного языка. В рамках дисциплины «Практикум по культуре речевого общения второго иностранного языка» представлены темы, актуальные для стран второго иностранного языка в политической, общественной, культурной и других сферах.
-
Модуль "Основы профессиональной деятельности"
Направление 45.03.02 Лингвистика
Профиль «Перевод и переводоведение»
Содержание модуля
Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения переводческой деятельности. Особое внимание уделяется основополагающим принципам, лежащим в основе понимания сущности переводческого процесса. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменного и устного перевода, освоение первичных навыков различных видов перевода, знакомство с современными автоматизированными средствами переводческой деятельности. Важная часть модуля отводится формированию базовых основ для изучения профессиональной (переводческой) деятельности научных исследований в области переводоведения.
Направление «44.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Дополнительное образование в области иностранного языка
· Интенсификация процесса обучения иностранным языкам
· Дисциплины по выбору
· Основы научных исследований
Данный модуль состоит из дисциплин, закладывающих основы теоретического осмысления и практического освоения различных аспектов профессиональной коммуникации на изучаемом языке. Содержание модуля направлено на формирование системного представления о видах письменной и устной коммуникации в различных сферах использования иностранного языка, об образовательных технологиях и ресурсах, разрабатываемых и применяемых для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, о типологии и процедурах анализа изучаемых языков. Особое внимание уделяется формированию базовых основ для проведения научных исследований в области лингвистики. Входящие в модуль дисциплины по выбору предлагают широкий спектр актуальных проблем и тем, изучение которых призвано содействовать становлению профессиональных компетенций бакалавра, необходимых для успешного освоения ряда европейских и восточных языков.
-
Модуль "Учебно-исследовательский"
В содержании модуля подробно освещаются вопросы, необходимые для понимания сущности учебно-исследовательской работы и методов ее осуществления, раскрываются основные понятия и категории научного поиска, описываются методологические принципы научного поиска. Большое место в изучении модуля занимают основы современной информационной и библиографической культуры, методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации. Изучение дисциплин модуля призвано ознакомить обучающихся с организацией научного знания и научных исследований, подготовить к проведению собственных исследований и написанию и защите выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации.
Данный модуль предполагает освоение методов и технологий учебно-исследовательской работы, практических основ подготовки к государственной итоговой аттестации, знакомство с процедурой её организации и проведения. Содержание модуля нацелено на знакомство обучающихся с процедурой и основными этапами проведения учебного исследования, со структурными компонентами исследовательской работы, с базовыми требованиями к ее оформлению.
-
Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
В содержании дисциплины представлены теоретические и практические аспекты физической культуры и спорта, ее место и роль в системе физического воспитания. Раскрыты особенности формирования физической культуры личности и способы направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности.
Особое внимание уделяется изучению методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Рассматриваются средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. -
Модуль "Коммуникативный"Дисциплины модуля (ориентированы на формирование и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в устной и письменной форме на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке.Осваивая дисциплины модуля, обучающиеся овладевают навыками работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), развивают умения работы в команде, навыки планирования, организации и контроля учебной деятельности.
-
Модуль "Естественнонаучный"
Модуль «Естественнонаучный» освещает вопросы, связанные с формированием способности использовать экологическую грамотность и базовые знания в области химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения.
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Речевая деятельность общества"
Институт иностранных языков
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Модуль «Речевая деятельность общества» включает следующие дисциплины:
Модуль включает следующие дисциплины:
· Основы речевой деятельности
· Практический курс первого иностранного языка
· Практический курс второго иностранного языка
Целью дисциплин, входящих в модуль, является овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, овладение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме,готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия), овладениеосновными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, способностьсвободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации и учитывая особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения, преодоление влияния стереотипов и осуществление межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общенияв устной и письменной коммуникации.
Основные темы: Система гласных и согласных звуков. Правила чтения. Правила акцентуации. Интонация. Явления сцепления и связывания. Фонетические исключения. Правила фонетической транскрипции.
Существительное. Прилагательное. Артикль. Местоимения. Глагол. Время, наклонение и залог. Безличные формы глагола. Синтаксис простого и сложного предложения. Союзы. Косвенная речь.
Клише устной речи в ситуациях знакомства, выражение различных пожеланий. Этикет.Семья. Возрасты и этапы жизни.Внешность.Характер. Эмоции. Жилье. Интерьер. Календарь. Время. Погода. Времена года. Климат. Повседневные занятия. Город. Транспорт. Профессиональная деятельность. Торговля и магазины. Сфера услуг. Кухня и еда. Путешествия. Досуг. Кино. Театр. Музеи. Спорт. Здоровье и система здравоохранения. Средства коммуникации. СМИ. Реклама. Финансы. Экономика. Политическая система России и Франции. Система образования в России и Франции.
Правила орфографии и пунктуации. Частная переписка. Резюме на соискание должности. Мотивационное письмо. Критический отзыв. Синтаксические и логические артикуляторы. Сочинение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Изложение-синтез.
Направление 45.03.02 Лингвистика
профиль – Перевод и переводоведение
«Речевая деятельность общества»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Основы речевой деятельности
· Практический курс первого иностранного языка
· Практический курс второго иностранного языка
Цель данного модуля – сформировать у обучающихся системное представление о речевой коммуникации, развить навыки профессионального владения иностранными языками с учетом этических и социолингвистических аспектов общения. Своим предметным содержанием, организацией учебной деятельности на аудиторных занятиях, а также с помощью разнообразных заданий, направляющих самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, данный модуль способствует подготовке специалистов, обладающих рядом необходимых профессиональных компетенций. Материалом для данного модуля служат оригинальные тексты как на бумажных, так и на электронных носителях, а также набор аутентичных видео- и аудиозаписей, отражающих современное состояние изучаемых языков.
Основные темы:
Семейные традиции. Домашние обязанности. Погода. Работа. Отдых. Торговля. Индивидуальный характер. Национальный характер. Окружающая среда. Правовые вопросы. Культура. Развлечения и тд.
-
Модуль "Теория языка"
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Перевод и переводоведение
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Древние языки и культуры.
2. История языка.
3. Основы языкознания.
4. Теоретическая фонетика.
Краткое описание:
Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и законами/тенденциями развития, с принципами классификации языков (генетическим, ареальным, структурно-типологическим). Особое место в модуле занимает изучение основ грамматики и лексики латинского языка в сопоставлении с языками индоевропейской семьи. Рассматриваются вопросы античной истории и культуры, искусства и мифологии. Изучение диахронических преобразований в системе изучаемого языка осуществляется в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика его фонетической, грамматической и лексической системы на различных этапах формирования. Все дисциплины модуля уделяют внимание проблемам фонетики и фонологии, но углубленное их изучение осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение лингвистической терминологией и методологией, сформировать представления о принципах системности и парадигмальности, историзма и антропоцентризма в подходе к языку.
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
МОДУЛЬ «Теория языка»
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Древние языки и культуры
2. История языка.
3. Основы языкознания.
4. Теоретическая фонетика.
Краткое описание:
Содержание дисциплин модуля направлено на освещение основных проблем, связанных с сущностью языка, его природой и происхождением, а также классификации языков и их структурной организации. Особое место в модуле занимает изучение грамматической системы латинского языка, его синтаксиса и лексики в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает характеристика фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. Все дисциплины модуля освещают проблемы фонетики и фонологии, углубленное изучение которых осуществляется в курсе «Теоретическая фонетика». Дисциплины данного модуля призваны сформировать у обучающихся систему базовых теоретических и практических лингвистических знаний, лингвистических умений и навыков в соответствии с профессиональными и общекультурными компетенциями; обеспечить овладение основной лингвистической терминологией, сформировать представления о системном строении языков и закономерностях их эволюции, связях языка и общества и культуры народа.
Направление «44.03.01 Педагогическое образование»
Профиль: Образование в области иностранного языка
МОДУЛЬ «Теория языка»
Модуль «Теория языка» включает дисциплины:
1. Теоретическая фонетика.
2. История языка.
3. Введение в языкознание.
4. Дисциплина по выбору 1 (Латинский язык)
Краткое описание:
Изучение дисциплин модуля направлено на формирование у обучающихся системы базовых теоретических и практических лингвистических знаний, умений и навыков, необходимых для последующей профессиональной деятельности. Дисциплины, формирующие данный модуль, раскрывают вопросы общего языкознания: строение языка и его системный характер, семиотическая природа языка, многообразие языков и их классификация, закономерности языковой эволюции. Важное место в модуле отводится изучению фонетической системы иностранного языка и общим вопросам фонологии. Формирование знаний о системной организации языка и его уровнях, а также навыков работы с лингвистическим материалом осуществляется в курсе латинского языка (Дисциплина по выбору 1), где обучающиеся осваивают грамматику, синтаксис и лексику латинского языка в сопоставлении с грамматикой, синтаксисом и лексической системой русского языка, а также изучаемых иностранных языков. Рассматриваются вопросы античной истории, культуры, мифологии и искусства. Процессы исторической эволюции языка и методы диахронического анализа изучаются в курсе «История языка», центральное место в котором занимает описание фонетической, грамматической и лексической системы иностранного языка на различных этапах его формирования. На овладение базовым категориальным аппаратом языкознания и его методами, формирование представлений о междисциплинарных связях лингвистики и современных направлениях ее развития направлены курсы «Введение в языкознание».
В курсе «История лингвистических учений» проблемы общей теории языка рассматриваются через призму основных этапов и направлений развития лингвистики.
-
Модуль "Лингвостилистический"
Направление «44.03.01 Педагогическое образование»
Профиль: Образование в области иностранного языка»
Модуль «Лингвостилистический»
Краткое описание:
Модуль включает следующие дисциплины:
· Лексикология
· Стилистика
· Интерпретация текста в аспекте языка и речи
· Лингвистический анализ текста
· ДКВ «Введение в теорию и практику лингвистического анализа»
В содержании модуля нашла отражение разработка проблем таких областей лингвистических знаний как лексикология, стилистика и лингвистика текста. Их изучение призвано содействовать становлению профессиональной компетенции бакалавра в сфере образования на основе овладения системой теоретических знаний и практических умений в области лингвистических исследований. Модуль направлен на изучение системных свойств словарного состава и закономерностей стилистически обусловленного функционирования языковых единиц в разных сферах человеческой деятельности в условиях текстовой реальности и в зависимости от вида социокультурного дискурса, а также на овладение базовыми методами анализа литературного текста, а также лингвостилистической терминологией. Освоение дисциплин модуля способствует дальнейшему развитию умений филологического анализа текстов на иностранных языках и проведения самостоятельных лингвистических исследований, а также практических умений в области письменной и устной иноязычной коммуникации.
Направление «44.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Лексикология
· Стилистика
· Лингвистический анализ текста
· Введение в теорию и практику лингвистического анализа
В содержании модуля нашла отражение разработка проблем таких областей лингвистических знаний как лексикология, стилистика и лингвистика текста. Их изучение призвано содействовать становлению профессиональной компетенции бакалавра в сфере образования на основе овладения системой теоретических знаний и практических умений в области лингвистических исследований. Модуль направлен на изучение системных свойств словарного состава и закономерностей стилистически обусловленного функционирования языковых единиц в разных сферах человеческой деятельности в условиях текстовой реальности и в зависимости от вида социокультурного дискурса, а также на овладение базовыми методами анализа литературного текста, а также лингвостилистической терминологией. Освоение дисциплин модуля способствует дальнейшему развитию умений филологического анализа текстов на иностранных языках и проведения самостоятельных лингвистических исследований, а также практических умений в области письменной и устной иноязычной коммуникации.
-
Модуль "Методический"
В состав модуля включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования, проектирования и реализации образовательного процесса. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, тем самым способствуя развитию необходимых компетенций и успешной адаптации в будущей профессии.
Структура модуля "Методический" по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) "Биологическое образование":
- Введение в профессию
- Современные основы обучения
- Методика обучения и воспитания (биологическое образование)
- Образовательные технологии (биологическое образование)
- Решение профессиональных задач учителя
- Учебная практика (ознакомительная)
- Производственная практика (педагогическая)
- Производственная практика (стажерская)
- Учебная практика (предметно-содержательная)
Структура модуля "Методический" по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленнность (профиль) "Экология":
- Современные основы обучения экологии
- Экологическое образование детей
- Проектная деятельность в экологическом образовании школьников
- Информационные технологии в экологическом образовании
- Производственная практика (педагогическая)
Институт педагогики. Направление "Социальная работа"
В результате освоения дисциплин модуля обучающиеся получают представление об оценке и контроле качества оказания социальных услуг, социального обеспечения и мер социальной помощи на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации, а также об эффективных социальных технологиях социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты.
Краткое описание Методического модуля по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленнность (профиль) Начальное образование (в соответсвии с ФГОС ВО 3++):
В состав модуля «Методический» включены учебные дисциплины, содержание которых раскрывает теоретические и методические основы планирования и реализации образовательного процесса в образовательном учреждении начального образования. Структура и логика изучения дисциплин модуля обеспечивает постепенное овладение обучающимися методическими знаниями, умениями и способами деятельности, развитие компетенций, необходимых учителю начальных классов.
Дисциплина «Методика и технологии обучения в начальной школе» знакомит с закономерностями и принципами обучения младших школьников, наиболее значимыми системами развивающего обучения, основными теориями отбора содержания образования, методами обучения младших школьников, рассматривает формы организации обучения, требования к современному уроку в образовательном учреждении начального образования, вопросы диагностики образовательной деятельности учащихся, современные технологии начального образования, возможности и способы их использования в работе с младшими школьниками.
Содержание дисциплины «Методика и технологии воспитания в начальной школе» знакомит с принципами и закономерностями воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования, с функционалом учителя образовательного учреждения начального образования как классного руководителя, с различными методами, формами и технологиями воспитательной деятельности, с особенностями проведения диагностики воспитательных результатов в образовательном учреждении начального образования, позволяет обучающимся приобрести конкретные методические знания и умения, связанные с организацией процесса воспитания младших школьников.
Дисциплина «Педагогическое сопровождение в начальном образовании» раскрывает сущность педагогического сопровождения, его задачи и принципы, этапы деятельности педагога, ее особенности в работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в учении, взаимодействии со сверстниками, адаптации к школьному обучению, в работе с детьми, имеющими особые потребности и включенными в систему инклюзивного образования.
Дисциплина «Решение профессиональных задач» направлена на развитие готовности обучающихся использовать имеющиеся педагогические, психологические и методические знания при решении задач и проблем, возникающих в работе учителя образовательного учреждения начального образования.
В рамках модуля рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
Курсовая работа может быть по одной из указанных дисциплин.
В образовательном процессе применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно-ориентированные технологии. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.
Форма промежуточной аттестации по модулю – экзамен.
Учебная практика (предметно-содержательная)
Краткая характеристика практики
Учебная практика (предметно-содержательная) позволяет усовершенствовать умения наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализа его результатов, сформировать умения осуществлять психолого-педагогический анализ учебного и внеучебного занятий, получить опыт подготовки и проведения внеучебного занятия с младшими школьниками – смоделировать элементы профессиональной деятельности педагога начальных классов. В процессе практики обучающиеся имеют возможность осознать особенности реализации обучающей и воспитательной функций учителя, организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет
Производственная практика (стажерская)
Производственная практика (стажерская) является важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя начальных классов. Она направлена на формирование у обучающихся целостного представления о специфике организации образовательного процесса в современной образовательном учреждении начального образования, на обогащение и совершенствование педагогических знаний и умений, необходимых для практической деятельности, овладение умениями анализировать, проектировать и осуществлять образовательный процесс в образовательном учреждении начального образования
Практика направлена на овладение обучающимися методов, приемов и средств проведения уроков, внеурочной и воспитательной деятельности. В ходе практики обучающиеся учатся применять умения самостоятельной работы с детским коллективом, овладение содержанием и формами и методами оздоровительной и воспитательной работы. Данная практика представляет собой включение обучающегося как действующего учителя в образовательный процесс образовательного учреждения начального образования.
Форма аттестации по практике – дифференцированный зачет.
-
Модуль "Историко-культурный"
Институт иностранных языков
Направление 45.03.02 Лингвистика
профиль – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
«Историко-культурный» включает следующие дисциплины:
· История, география и культура стран первого иностранного языка
· История литературы стран первого иностранного языка
· Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка
Дисциплины модуля «Историко-культурный» направлены на формирование профессиональных и общекультурных компетенций в области межкультурного общения, лингвострановедения и лингвокультурологии. Данный модуль ориентирован на совершенствование умения информационно-поисковой деятельности, осуществляемой в ходе работы с источниками в лингвокультурном аспекте, а также на развития навыков выявления и интерпретации исторических и культурных реалий в аутентичных текстах на иностранном языке.
Целью дисциплин, входящих в данный модуль, является ознакомление обучающихся в рамках программ бакалавриата с основными историческими периодами, физической географией, политической жизнью и культурой стран изучаемых иностранных языков, а также формирование понятийного аппарата в области лингвострановедения, позволяющего обучающимся выявлять и интерпретировать лингвокультурные компоненты в иноязычных аутентичных текстах.
Основные темы:
Исторические и культурные связи между Россией и странами изучаемых языков. Физическая и социальная география стран изучаемых языков. Основные этапы политического, экономического и культурного развития стран изучаемых языков. Административная и политическая система стран изучаемых языков. Литература стран изучаемых языков. Особенности систем образования стран изучаемых языков. Общественная и культурная жизнь стран изучаемых языков. Средства массовой информации стран изучаемых языков и тд.
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Противодействие коррупции
-
Этика безопасности