Основные образовательные программы
Требования к начальной подготовке
Направление профессиональной деятельности
Цель ОПОП
Краткая характеристика
Содержание ОПОП
-
Модуль "Социально-гуманитарный"
-
Модуль "Дополнительное образование в школе"
-
Модуль "Проектная деятельность в сфере культуры и образования"
-
Модуль "Речевая деятельность общества"
Институт иностранных языков
Направление «45.03.02 Лингвистика»
Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Модуль «Речевая деятельность общества» включает следующие дисциплины:
Модуль включает следующие дисциплины:
· Основы речевой деятельности
· Практический курс первого иностранного языка
· Практический курс второго иностранного языка
Целью дисциплин, входящих в модуль, является овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, овладение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме,готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия), овладениеосновными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, способностьсвободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации и учитывая особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения, преодоление влияния стереотипов и осуществление межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общенияв устной и письменной коммуникации.
Основные темы: Система гласных и согласных звуков. Правила чтения. Правила акцентуации. Интонация. Явления сцепления и связывания. Фонетические исключения. Правила фонетической транскрипции.
Существительное. Прилагательное. Артикль. Местоимения. Глагол. Время, наклонение и залог. Безличные формы глагола. Синтаксис простого и сложного предложения. Союзы. Косвенная речь.
Клише устной речи в ситуациях знакомства, выражение различных пожеланий. Этикет.Семья. Возрасты и этапы жизни.Внешность.Характер. Эмоции. Жилье. Интерьер. Календарь. Время. Погода. Времена года. Климат. Повседневные занятия. Город. Транспорт. Профессиональная деятельность. Торговля и магазины. Сфера услуг. Кухня и еда. Путешествия. Досуг. Кино. Театр. Музеи. Спорт. Здоровье и система здравоохранения. Средства коммуникации. СМИ. Реклама. Финансы. Экономика. Политическая система России и Франции. Система образования в России и Франции.
Правила орфографии и пунктуации. Частная переписка. Резюме на соискание должности. Мотивационное письмо. Критический отзыв. Синтаксические и логические артикуляторы. Сочинение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Изложение-синтез.
Направление 45.03.02 Лингвистика
профиль – Перевод и переводоведение
«Речевая деятельность общества»
Модуль включает следующие дисциплины:
· Основы речевой деятельности
· Практический курс первого иностранного языка
· Практический курс второго иностранного языка
Цель данного модуля – сформировать у обучающихся системное представление о речевой коммуникации, развить навыки профессионального владения иностранными языками с учетом этических и социолингвистических аспектов общения. Своим предметным содержанием, организацией учебной деятельности на аудиторных занятиях, а также с помощью разнообразных заданий, направляющих самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, данный модуль способствует подготовке специалистов, обладающих рядом необходимых профессиональных компетенций. Материалом для данного модуля служат оригинальные тексты как на бумажных, так и на электронных носителях, а также набор аутентичных видео- и аудиозаписей, отражающих современное состояние изучаемых языков.
Основные темы:
Семейные традиции. Домашние обязанности. Погода. Работа. Отдых. Торговля. Индивидуальный характер. Национальный характер. Окружающая среда. Правовые вопросы. Культура. Развлечения и тд.
-
Модуль "Русский язык и литература"
Содержание дисциплин модуля «Русский язык и литература» направлено на последовательное изучение современного русского языка и литературы и представлено следующими дисциплинами: «Современный русский язык», «Русская литература». Особое место в модуле «Русский язык и литература» занимают элективные дисциплины такие, как ««Введение в литературоведение»/«Практикум по орфографии и пунктуации», «Зарубежная литература»/«История русской литературы», формирующие общепрофессиональные компетенции в аспекте углубленного изучения современных языковых и литературных процессов. Обоснованием актуальности введения в модуль «Русский язык и литература» дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются языковые закономерности, возникающие при изучении русского языка обучающимися-билингвами в устной и письменной речи которых возникают речевые факты интерференции.
Функциональная нагрузка дисциплины «Введение в литературоведение» направлена на формирование профессиональных компетенций обучающихся, овладевающих метапредметными знаниями и умениями в области русской литературы и овладение способами их применения в практике школьного образования.
-
Модуль "Современные рекламные технологии"
-
Модуль "Коммуникативно-цифровой"
-
Модуль "Здоровьесберегающий"
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.
В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:
- Физическая культура и спорт
- Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
- Безопасность жизнедеятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Институт педагогики. Направление "Социальная работа".
Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.
-
Модуль "Психолого-педагогический"
Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.
-
Модуль "Предметно-методический"
-
Модуль "Литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока"
Содержание дисциплин модуля «Литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» направлено на изучение фольклора и самобытной литературы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Дисциплина «Фольклор народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» содействует пониманию основ зарождения и особенностей содержания литературного наследия и современного состояния литературы северных этносов. Данная дисциплина содействует пониманию особой культурно-языковой картины мира северных народов и национально-культурной концептологии.
-
Модуль "Этнoфилологический"
Модуль «Этнофилологический» ориентирован на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся для решения профессиональных задач, связанных с актуальными в современных условиях проблемами этнофилологии как особого раздела филологической науки.
Дисциплины модуля «Этнофилологический» направлены на системное освоение феномена этнофилологического образования, его проблематики, путей и подходов к его реализации в полилингвальной и поликультурной образовательной среде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Выявляются векторы изучения этнофилологического образования, его границы, характерные типы концепций с учетом современной культурно-языковой ситуации в северных регионах.
Решению профессиональных задач способствует освоение теории билингвизма и языковых контактов, основ этнофилологического анализа художественных текстов, а также знание современной культурно-языковой ситуации в полиэтническом и поликультурном пространстве Российской Федерации.
В результате освоения модуля у обучающихся должна сформироваться способность применять полученные знания в области билингвального образования, современной концептологии, актуальных этносоциолингвистических данных в собственной научно- исследовательской деятельности
-
Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
-
Основы российской государственности
-
Профилактика наркозависимости в молодежной среде
Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.
-
Современный молодежный экстремизм
Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.
Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.
-
Диалог культур в профессиональном иноязычном общении