Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Направленность (профиль): Этнофилологическое образование
Институт народов Севера
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 4 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

"Лица, имеющие документ государственного образца (о среднем (полном) общем образовании (аттестат), о начальном профессиональном образовании (диплом), если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, о среднем профессиональном образовании (диплом), о высшем профессиональном образовании (диплом)) зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена".

Направление профессиональной деятельности

Будущая карьера Учитель родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; педагог дополнительного образования; руководитель и/или преподаватель курсов родных языков, редактор в издательстве, тележурналист, радиожурналист в СМИ на национальных языках северных народов. Возможные места трудоустройства школы всех наименований; лицеи; гимназии; центры образования; досугово-образовательные центры; специализированные школы-интернаты; этноцентры.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки: педагогической, методической.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: СПб ГБУ "ДК "Рыбацкий"" МАОУ "Гимназия «Эврика»" ООО "Пансионат "Юбилейный"" МБУ ДО "Интеллектуально-творческий центр "Кэскил" им. Нины Иннокентьевны Протопоповой" Вилюйского района Республики Саха (Якутия) МБУ ДО "Детский этнокультурно-образовательный центр" МАУК "Центр историко-культурного наследия "Касум ёх"" МБОУ "Петропавловская СОШ" ("Петропавловская школа") Республики Саха (Якутия) МОУ "СОШ "Лесколовский центр образования"" МБОУ "Вилюйская гимназия им. И. Л. Кондакова" Вилюйского р-на Республики Саха (Якутия) МБОУ "Кингисеппская СОШ № 4" МАОУ "СОШ им. И. Ф. Пермякова" с. Полноват Белоярского р-на МКОУ "СОШ № 1 пгт. Палана" МАОУ СОШ с. Казым Белоярского р-на МБОУ "Сеяхинская школа-интернат" ООО ДОЛ "Серебряный ручей" МБОУ "СШ № 8" МБОУ «Вилюйская СОШ №2 им. Г.С. Донского» МБОУ "Покровская СОШ № 3-ОЦ с УИОП" ГБУ ДО ДООЦ "Маяк" "Остров Мадагаскар " МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа" МБОУ "Нюрбинский технический лицей им.А.Н.Чусовского" МБОУ "Мгинская СОШ" ГБОУ № 31 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга МОБУ "СОШ 10 имени Д. Г. Новопашина" городского округа "город Якутск" ГБОУ СОШ № 515 с углубленным изучением иностранных языков имени Иоганна Вольфганга Гёте (Гётешуле) Красногвардейского района Санкт-Петербурга МКОУ "СОШ № 11" с.Рощино Красноармейского муниципального района Приморского края МБОУ "Жиганская средняя общеобразовательная школа" муниципального района "Жиганский национальный эвенкийский район" Республики Саха (Якутия) МОБУ "СОШ "Кудровский центр образования № 1" "Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова" МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр им. Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева" "Хангаласский улус" Республики Саха (Якутия) МАОУ Апрелевская СОШ №1 МОУ средняя школа № 5 им. О.А.Варенцовой ГБОУ школа № 467 Колпинского района Санкт-Петербурга МБОУ "Ловозерская средняя общеобразовательная школа" МОУ Школа с.Белоярск ТМК ОУ "Хатангская средняя школа-интернат" ГБОУ Республики Саха (Якутия) "Экспериментальная школа-интернат "Арктика" с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля ГБОУ лицей № 445 Курортного района Санкт-Петербурга МОБУ «СОШ «Муринский центр образования № 4» ГБОУ гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга ГБОУ СОШ № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга МБОУ Междуреченская СОШ МКОУ Кондинская СОШ ГБОУ школа № 404 Колпинского района Санкт-Петербурга МАОУ СОШ № 10 МКОУ "Комсомольская основная общеобразовательная школа" ГБОУ СОШ № 321 Центрального района СПб ГБОУ СОШ № 367 Фрунзенского района Санкт- Петербурга ГБОУ СОШ № 634 с углубленным изучением английского языка Приморского района Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 570 Невского оайона Санкт-Петербурга ГБОУ школа № 691 с углублённым изучением иностранных языков Невского района СПб "Невская школа" 3. Конкурентные преимущества ООП: Основная образовательная программа бакалавриата «Этнофилологическое образование» направлена на подготовку специалистов, готовых к самостоятельному решению задач профессиональной деятельности филолога в условиях полилингвальной и поликультурной культурно-образовательной среды регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Выпускники профессионально владеют языками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, обладают обширными знаниями по культуре соответствующих языков и регионов, глубокими лингвистическими, литературоведческими и общегуманитарными знаниями. Полученные знания и приобретенные умения позволят выпускникам сформировать компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности в образовательных организациях основного и среднего общего образования, дополнительного образования, в этнокультурных центрах и средствах массовой информации на языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. а. Преимущества обучения: на выбор более 20 групп алтайских, уральских, палеоазиатских языков, фольклора и литературы; возможность самореализации в различных студенческих творческих проектах и мероприятиях; активная исследовательская и экспедиционная деятельность в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Выпускники образовательной программы могут продолжит обучение на магистерских программах института народов Север по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) "Этнокультурология и этнофилология в североведческом образовании" и по направлению 45.04.01 Филология"Спичрайтинг и имиджелогия" С целью повышения привлекательности образовательных программ в основную профессиональную образовательную программу по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Этнофилологическое образование» включены вариативные модули - Модуль «Современные рекламные технологии»; Модуль «Дополнительное образование в школе»; Модуль «Проектная деятельность в сфере культуры и образования». b. Кадровый состав: в реализации ОПОП задействованы кандидаты и доктора филологических наук, член корреспондент РАН, заслуженный деятель культуры РФ, преподаватели, имеющие почетные звания работников высшего образования, награжденные профильными ведомствами, в том числе региональными - "Отличник образования Республики Саха (Якутия)", "За верность Северу", "Учитель учителей Республики Саха (Якутия)" c. Материально-техническое оснащение: В ходе реализации образовательной программы используются ресурсы Технопарка универсальных педагогических компетенций, который имеет распределённую (сетевую) форму, которая охватывает 75% подразделений и находится в 15 зданиях университета. Технопарк оснащен: 3D Принтер MakerBot Replicator 2, Режущий плоттер Roland Servo GX-300, Камера Insta360 Pro 2 и дополнительное VR/AR оборудование и др. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Основными партнерами института народов Севера в Санкт-Петербурге являются организации, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнических культур, а также изучения Арктики – ГКУ ЛО «Дом дружбы Ленинградской области», ГКУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей», Центр коренных народов Ленинградской области, СПб ГБУ Дом Культуры «Рыбацкий», Институт лингвистических исследований (ИЛИ РАН), Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, Комитет Санкт-Петербурга по делам Арктики, Представительство Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, Представительство Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге, штаб-квартира Русского географического общества в Петербурге В партнерстве с этими учреждениями проводятся совместные мероприятия и реализуются проекты в области научно-исследовательской деятельности, этнокультурного просвещения, подготовки кадров для Арктики. Так, в 2023 году ИНС принял участие в реализации таких мероприятий, как Ведомственный проект комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики «Санкт-Петербург – центр подготовки кадров для Арктики»; Круглый стол «Сохранение родного языка в условиях глобализации: новые практики» в Доме дружбы Ленинградской области; IV ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Современное поликультурное образование» в Доме национальностей; Торжественные мероприятия, посвященные 120-летию Российского этнографического музея, в том числе XXI Санкт-Петербургские этнографические чтения и заседание Ассоциации этнографических музеев России. На базе Дома Культуры «Рыбацкий» была реализована интерактивная программа "Обряды и праздники северных народов" с участием студентов и преподавателей Института народов Севера им. А.И. Герцена. а также организовано прохождение ознакомительной практики студентов. На базе ИНС совместно с ИЛИ РАН проведена Международная научная конференция «Саамские языки России в синхронии и диахронии». С представительствами северных регионов в Санкт-Петербурге институт народов Севера проводит регулярные мероприятия и встречи по вопросам адаптации студентов и организации студенческих мероприятий. Активно развивается сотрудничество ИНС с Музеем антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН: студенты и преподаватели приняли участие в международной конференции XII Сибирские чтения «Ресурсы Арктики и Сибири: техники, технологии, жизнеобеспечение», реализовали культурную программу в рамках всероссийской акции «Ночь музеев» в интерьерах новой экспозиции Кунсткамеры «Имперский зал: Многонародная Россия». e. Известные выпускники:

Содержание ОПОП

  • Модуль "Социально-гуманитарный"
  • Модуль "Дополнительное образование в школе"
  • Модуль "Проектная деятельность в сфере культуры и образования"
  • Модуль "Речевая деятельность общества"

    Институт иностранных языков

    Направление «45.03.02 Лингвистика»

    Профиль: Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

    Модуль «Речевая деятельность общества» включает следующие дисциплины:

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Целью дисциплин, входящих в модуль, является овладение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей, овладение этическими и нравственными нормами поведения, принятыми в инокультурном социуме,готовность использовать модели социальных ситуаций, типичные сценарии взаимодействия участников межкультурной коммуникации, овладение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия), овладениеосновными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания – композиционными элементами текста, способностьсвободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации и учитывая особенности официального, нейтрального и неофициального регистров общения, преодоление влияния стереотипов и осуществление межкультурного диалога в общей и профессиональной сферах общенияв устной и письменной коммуникации.

    Основные темы: Система гласных и согласных звуков. Правила чтения. Правила акцентуации. Интонация. Явления сцепления и связывания. Фонетические исключения. Правила фонетической транскрипции.

    Существительное. Прилагательное. Артикль. Местоимения. Глагол. Время, наклонение и залог. Безличные формы глагола. Синтаксис простого и сложного предложения. Союзы. Косвенная речь.

    Клише устной речи в ситуациях знакомства, выражение различных пожеланий. Этикет.Семья. Возрасты и этапы жизни.Внешность.Характер. Эмоции. Жилье. Интерьер. Календарь. Время. Погода. Времена года. Климат. Повседневные занятия. Город. Транспорт. Профессиональная деятельность. Торговля и магазины. Сфера услуг. Кухня и еда. Путешествия. Досуг. Кино. Театр. Музеи. Спорт. Здоровье и система здравоохранения. Средства коммуникации. СМИ. Реклама. Финансы. Экономика. Политическая система России и Франции. Система образования в России и Франции.

    Правила орфографии и пунктуации. Частная переписка. Резюме на соискание должности. Мотивационное письмо. Критический отзыв. Синтаксические и логические артикуляторы. Сочинение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-рассуждение. Изложение-синтез.

    Направление 45.03.02 Лингвистика

    профиль – Перевод и переводоведение

    «Речевая деятельность общества»

    Модуль включает следующие дисциплины:

    · Основы речевой деятельности

    · Практический курс первого иностранного языка

    · Практический курс второго иностранного языка

    Цель данного модуля – сформировать у обучающихся системное представление о речевой коммуникации, развить навыки профессионального владения иностранными языками с учетом этических и социолингвистических аспектов общения. Своим предметным содержанием, организацией учебной деятельности на аудиторных занятиях, а также с помощью разнообразных заданий, направляющих самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, данный модуль способствует подготовке специалистов, обладающих рядом необходимых профессиональных компетенций. Материалом для данного модуля служат оригинальные тексты как на бумажных, так и на электронных носителях, а также набор аутентичных видео- и аудиозаписей, отражающих современное состояние изучаемых языков.

    Основные темы:

    Семейные традиции. Домашние обязанности. Погода. Работа. Отдых. Торговля. Индивидуальный характер. Национальный характер. Окружающая среда. Правовые вопросы. Культура. Развлечения и тд.

  • Модуль "Русский язык и литература"

    Содержание дисциплин модуля «Русский язык и литература» направлено на последовательное изучение современного русского языка и литературы и представлено следующими дисциплинами: «Современный русский язык», «Русская литература». Особое место в модуле «Русский язык и литература» занимают элективные дисциплины такие, как ««Введение в литературоведение»/«Практикум по орфографии и пунктуации», «Зарубежная литература»/«История русской литературы», формирующие общепрофессиональные компетенции в аспекте углубленного изучения современных языковых и литературных процессов. Обоснованием актуальности введения в модуль «Русский язык и литература» дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются языковые закономерности, возникающие при изучении русского языка обучающимися-билингвами в устной и письменной речи которых возникают речевые факты интерференции.

    Функциональная нагрузка дисциплины «Введение в литературоведение» направлена на формирование профессиональных компетенций обучающихся, овладевающих метапредметными знаниями и умениями в области русской литературы и овладение способами их применения в практике школьного образования.

  • Модуль "Современные рекламные технологии"
  • Модуль "Коммуникативно-цифровой"
  • Модуль "Здоровьесберегающий"

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

    В структуре модуля по направлению 05.03.06 Экология и природопользование, направленность (профиль) "Экология" выделяют следующие дисциплины:

    1. Физическая культура и спорт
    2. Физическая культура и спорт (элективная дисциплина)
    3. Безопасность жизнедеятельности
    4. Здоровьесберегающие технологии

    Институт педагогики. Направление "Социальная работа".

    Основное назначение модуля связано с формированием культуры безопасного и здорового образа жизни у обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения разнообразных средств безопасности, сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья обучающихся. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков безопасного поведения и культуры безопасности человека, саморазвитию средствами и методами физического воспитания и укреплению здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.В модуле рассматриваются формы и виды развития социальной защиты в России. Структурные взаимосвязи в системе социальной защиты населения и др.

  • Модуль "Психолого-педагогический"

    Модуль «Психолого-педагогический» состоит из дисциплин психологической и педагогической направленности. Подготовка по психологическим и педагогическим дисциплинам модуля направлена на содействие развитию профессиональной компетентности будущих педагогов посредством освоения знаний в области психологии и педагогики, формирования умений и навыков использования приобретенного знания для решения профессиональных задач, возникающих в образовательном процессе. Рассматриваются вопросы деятельности педагога в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также задачи, связанные с саморазвитием и самообразованием будущих педагогов.

  • Модуль "Предметно-методический"
  • Модуль "Литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока"

    Содержание дисциплин модуля «Литература народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» направлено на изучение фольклора и самобытной литературы народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

    Дисциплина «Фольклор народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» содействует пониманию основ зарождения и особенностей содержания литературного наследия и современного состояния литературы северных этносов. Данная дисциплина содействует пониманию особой культурно-языковой картины мира северных народов и национально-культурной концептологии.

  • Модуль "Этнoфилологический"

    Модуль «Этнофилологический» ориентирован на развитие и совершенствование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся для решения профессиональных задач, связанных с актуальными в современных условиях проблемами этнофилологии как особого раздела филологической науки.

    Дисциплины модуля «Этнофилологический» направлены на системное освоение феномена этнофилологического образования, его проблематики, путей и подходов к его реализации в полилингвальной и поликультурной образовательной среде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Выявляются векторы изучения этнофилологического образования, его границы, характерные типы концепций с учетом современной культурно-языковой ситуации в северных регионах.

    Решению профессиональных задач способствует освоение теории билингвизма и языковых контактов, основ этнофилологического анализа художественных текстов, а также знание современной культурно-языковой ситуации в полиэтническом и поликультурном пространстве Российской Федерации.

    В результате освоения модуля у обучающихся должна сформироваться способность применять полученные знания в области билингвального образования, современной концептологии, актуальных этносоциолингвистических данных в собственной научно- исследовательской деятельности

  • Основы использования информационно-библиотечных ресурсов и сервисов
  • Основы российской государственности
  • Профилактика наркозависимости в молодежной среде

    Данный курс позволяет обучающимся получить базовые познания в области факторов распространения социальных отклонений, био-психо-социо-духовных моделей химической зависимости, изучить концепцию активной профилактики и реабилитации, технологии в области проведения профилактической работы в образовательном учреждении.

  • Современный молодежный экстремизм

    Основная цель данной дисциплины – содействие в формировании общекультурных компетенций студентов на основе базовых знаний и развития у них умений и навыков по предупреждению проявлений экстремизма среди молодежи.

    Среди основных задач курса можно выделить: знакомство студентов с сущностью и содержанием современного экстремизма, спецификой его проявления в молодежной среде; рассмотрение правовых, организационных и психологических основ противодействия экстремизму в РФ; показ основных направлений профилактики экстремизма среди молодежи; формирование у них стойкого неприятия экстремизма в различных видах жизнедеятельности.

  • Диалог культур в профессиональном иноязычном общении