Основные образовательные программы

Данные ОПОП
Образование лиц с нарушениями зрения
Институт дефектологического образования и реабилитации
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года
Срок действия государственной аккредитации до: бессрочно

Требования к начальной подготовке

Лица, имеющие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, зачисляются по результатам вступительных испытаний, определяемых Правилами приема в РГПУ им. А. И. Герцена.

Направление профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность может осуществляться в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, в том числе в образовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты, освоившие программу, могут работать в качестве учителей-тифлопедагогов, воспитателей, учителей в вышеназванных учреждениях; директорами образовательных учреждений; зам.директоров по учебной (воспитательной) работе; консультантов или членов городских (районных) медико-психолого-педагогической комиссии; специалистами научно-методических центров; специалистами городских (районных) отделов образования; преподавателями коррекционной педагогики в педагогических колледжах и педагогических училищах; преподавателями дисциплин коррекционно-развивающей области, реализуемых в рамках АООП для детей с нарушением зрения; научного сотрудника научно-исследовательских организаций; научного руководителя опытно-экспериментальной работы в коррекционно-образовательных учреждениях для лиц с нарушением зрения; педагога-консультанта коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушением зрения.

Цель ОПОП

Теоретическая и практическая подготовка выпускников к осуществлению выбранных в данной ОПОП видов профессиональной деятельности, установленных ФГОС ВО по направлению подготовки.

Краткая характеристика

1. Язык обучения: русский 2. Места прохождения практик: ГДОУ № 115, ГДОУ № 133, ГДОУ №36, ГДОУ № 17, ГДОУ №13, ГОУ начальная школа-детский сад №662, ГСКОУ школа-интернат № 1 им. К.К. Грота, ГСКОУ школа-интернат №2 . Сторонние организации: "Центр медико-социальной реабилоитации инвалидов по зрению", ГБСС. Кафедра тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена. 3. Конкурентные преимущества ОПОП: а. Преимущества обучения: Кафедра тифлопедагогики первая в России организовала подготовку специалистов для работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения зрения разной степени тяжести. Кафедра тифлопедагогики единственная в стране. Выпускники кафедры востребованы во всех специализированных образовательных учреждениях на территории Российской Федерации, осуществляющих образовательную деятельность с лицами с нарушением зрения. Специальность и направления, высокий уровень теоретической подготовки и практико-ориентированный характер обученият позволяют выбрать будущую профессию из широкого спектра возможностей, предоставляемых кафедрой. Специальное (дефектологическое) образование по профилю "Тифлопедагогика" (Образование лиц с нарушением зрения), с освоением уровня образования магистратура, по форме заочного обучения за 2 года, имеет следующие преимущества: возможность получения высшего образования в области образования лиц с нарушением зрения. Последующее трудоустройство возможно в качестве тифлопедагогов, воспитателей, учителей в вышеназванных учреждениях; директорами образовательных учреждений; зам.директоров по учебной (воспитательной) работе; консультантов или членов городских (районных) медико-психолого-педагогической комиссии; специалистами научно-методических центров; специалистами городских (районных) отделов образования; преподавателями коррекционной педагогики в педагогических колледжах и педагогических училищах; преподавателями дисциплин коррекционно-развивающей области, реализуемых в рамках АООП для детей с нарушением зрения; научного сотрудника научно-исследовательских организаций; научного руководителя опытно-экспериментальной работы в коррекционно-образовательных учреждениях для лиц с нарушением зрения; педагога-консультанта коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушением зрения. В ходе реализации ОПОП используется ряд инновационных технологий, таких как: - информационно-компьютерные технологии - технология использования техники реабилитационного-образовательного назначения - деловые игры - тренинги - семинары - дискуссии - интерактивные формы занятий. Обучающиеся имеют возможность участвовать в открытом всероссийском конкурсе на лучшую студенческую работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам в ВУЗах Российской Федерации, публиковать результаты своей исследовательской работы в университетском Вестнике СНО, в сборниках материалов научно-практических конференций различного ранга, в сборниках научно-методических трудов. Выпускники, освоившие ОПОП магистратуры имеют возможность продолжить обучение в аспирантуре. b. Реализация ОПОП «Образование лиц с нарушением зрения» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими высшее базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Все преподаватели кафедры имеют ученые степени и звания и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью (в составе кафедры 1 профессор, 7 доцентов). К образовательному процессу привлекаются преподаватели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (директора дошкольных и школьных коррекционно-образовательных учреждений города, ведущие ученые гуманитарных университетов города). c. Материально-техническое оснащение: Образовательный процесс обеспечивается автономным аудиторным фондом, оснащенным мультимедийным оборудованием; факультет имеет значительный ресурс компьютерной техники с возможностью доступа к сети "Internet" и электронным библиотечным ресурсам Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И. Герцена. d. Сотрудничество и партнерство с организациями и учреждениями: Кафедра активно сотрудничает с практическими учреждениями города и страны, с педагогическими ВУЗами, с Институтом коррекционной педагогики Российской Академии Образования, ведущими факультетами коррекционной педагогики России. Преподаватели кафедры работают в общественных организациях. Активная научная и методическая работа кафедры находит подтверждение в участии сотрудников кафедры в конференциях на разных научных площадках страны. Кафедра систематически организует и проводит плановые конференции по фундаментальным проблемам коррекционной тифлопедагогики.

Содержание ОПОП

  • Модуль "Методологический в специальном образовании"
  • Модуль "Профессиональная коммуникация"

    Дисциплины модуля «Профессиональная коммуникация» ориентированы на развитие и совершенствование коммуникативных компетенций для решения профессиональных задач, связанных с межличностным и межкультурным взаимодействием, осуществлением деловой коммуникации в профессиональной сфере в устной и письменной форме на русском и иностранном языке. Обучающиеся развивают умения работы с программными и аппаратным средствами, позволяющими реализовать поиск, обработку, передачу информации и коммуникации между пользователями электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), использовать информационные технологии для решения типичных исследовательских задач, представления результатов исследования, участия в различных формах научно-профессиональной коммуникации, оформления научных документов, умение писать ясно, использовать стиль, соответствующий цели письменного сообщения.

    №п/п

    Наименованиедисциплин,практик

    Кол-воз.е./час.

    Формы контроля

    Компетенции

    Экзамен

    Зачет

    Конт.работа

    Курс.работа

    1.

    Информационные технологии в профессиональной деятельности

    3/108

    Д

    УК-4

    ОПК-2

    2.

    Иностранный язык в профессиональной коммуникации

    3/108

    1

    УК-4

    ОПК-8

    3.

    Русский язык в профессиональной сфере

    3/108

    +

    УК-4 ОПК-2,8

    Итого

    9

  • Модуль "Научно-исслeдовательский"
    Основное назначение модуля связано с формированием основ научно-исследовательской работы обучающихся. Сущность и содержание дисциплин данного модуля раскрывает особенности применения современных методов социологических исследований применительно к научно-исследовательской деятельности. Особое внимание в модуле уделяется формированию навыков систематизации и классификации научных данных, а также организации и проведению прикладных социологических исследований для достижения должного уровня научной грамотности и подготовленности к полноценной социальной и профессиональной активности обучающихся.
  • Модуль "Проектирование и реализация адаптированных основных образовательных программ общего образования обучающихся с нарушением зрения"
  • Модуль "Концептуальные основы образования лиц с нарушением зрения"
  • Модуль "Теория и практика образовательной деятельности с лицами с нарушением зрения"
  • Модуль "Психолого-медико-педагогические проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Модуль "Управление в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья"
  • Международно-правовая защита прав человека

    В содержании дисциплины раскрывается понятие прав человека и дается характеристика основных универсальных и региональных международно-правовых документов по защите прав человека. Исследуется система органов Организации Объединенных Наций по защите прав человека. Рассматриваются региональные механизмы защиты прав человека в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружества Независимых Государств. Серьезное внимание уделяется деятельности Европейского Суда по правам человека. Характеризуются различные концепции прав человека. Освещаются актуальные вопросы защиты прав человека в современном мире.

  • Информационно-библиографические ресурсы: теория и практика
  • Стратегии противодействия международному терроризму
  • Методы математической статистики в дефектологии